1703 год

Январь.

13 - (2 января по ст. ст.) В Москве стала регулярно выходить первая русская печатная газета «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившиеся в Московском государстве и во иных окрестных странах». Тираж «Ведомостей» колебался от 200 до 4000 экземпляров, и печатались они затем попеременно в Москве и Петербурге.

Апрель.

12 - Доменико Трезини (1670–1734), первый архитектор и строитель Петербурга, подписал в Дании «уговор» на службу в России сроком на год.
       Выходец из родовитой итальянской семьи, переселившейся в южную Швейцарию, он на протяжении 10 лет был единственным архитектором при датском дворе, а впоследствии тридцать лет строил град Петра. Трезини возвел Петропавловскую крепость — «эмбрион» Петербурга, по его проекту там был выстроен первый в городе собор, ставший усыпальницей русских императоров, а шпиль, вознесенный над колокольней собора, превратился в символ «окна, прорубленного в Европу».

Май.

12 - (1 мая по ст. ст.) Во время Северной войны 1700—21 гг. войска фельдмаршала Б. П. ШЕРЕМЕТЕВА (20 000 человек, 20 пушек, 12 мортир) после недельной осады взяли шведскую крепость Ниеншанц при впадении р. Охты в Неву. Гарнизон шведов составлял 600 человек с 76 пушками и 3 мортирами. Нева на всем ее протяжении и выход в Балтийское море оказались в руках России. Вскоре Ниеншанц был срыт.
16 - (5 мая по ст. ст.) К устью Невы подошла шведская эскадра вице-адмирала НУМЕРСА. Не зная о взятии русскими Ниеншанца, адмирал приказал 10-пушечному галиоту «Гедан» и 8-пушечной шняве «Астрильд» войти в реку. Не знали шведы, что за ними внимательно следят и до первой победы русской морской победы на Балтике остается два дня.
18 - (7 мая по ст. ст.) Первая победа Балтийского флота России.
       Она стала возможной благодаря взятию крепости Ниеншанц. На следующий день после ее падения у устья Невы появилась шведская эскадра вице-адмирала НУМЕРСА. Не подозревая о взятии крепости, неприятель встал невдалеке от берега, а два корабля, «Гедан» и «Астрильд», остановились 16 мая на реке в нескольких милях от эскадры. Русские внимательно следили за движением противника, и к самому устью реки был заблаговременно выдвинут отряд лодок с вооруженными солдатами. Руководил всей операцией сам ПЕТР I. На рассвете 18 мая одну группу лодок он скрытно поставил ниже по течению, чтобы шведы не ушли в море, а другой атаковал их с противоположной стороны. Во главе отрядов были Петр и Александр МЕНШИКОВ.
       Заметив нападавших, шведы стали подымать паруса, чтобы уйти к эскадре. Под градом картечи русские лодки (всего 30) подошли вплотную к неприятельским кораблям, и солдаты бросились на абордаж. В непосредственной атаке участвовало не более 8 русских лодок без единого орудия, а у шведов были 18 пушек. В рукопашной схватке из 77 матросов и офицеров противника в живых остались только 19. «Неприятели, — писал Петр, — пардон зело поздно закричали». Оба шведских судна были взяты и включены в состав русского флота. Все солдаты и матросы были награждены медалями; надпись на них гласила: «Небывалое бывает» (точнее, «Небываемое бывает»). Петр и Меншиков за личную храбрость и распорядительность были отмечены высшей наградой России — орденом Андрея Первозванного. Петр I стал седьмым кавалером этого ордена.
       А в Воронеже, куда царь отписал думскому дьяку ВИНИУСУ о победе, начались бои с Ивашкою Хмельницким, и Ивашка пошиб.
21 - Антифеодальным восстанием крепостных крестьян на севере Венгрии началась освободительная антигабсбургская война в Венгерском королевстве, возглавленная Ракоци Ференцем II.
27 - (16 мая по ст. ст.) Царь ПЁТР I оставил запись в своем дневнике: «Крепость заложена и именована Санкт–Питербурх». Так же был назван город, ставший при нем столицей России.
       Сразу же родилась первая легенда, что «когда Петр выбрал место, то все вдруг увидали орла, парящего над царем, и шум от парения его крыл был слышен. А в день закладки крепости снова появился орел, который с высоты спустился и парил над этим местом». Что делать гордой птице в финских болотах — большой вопрос, но и царя, трудившегося в этот день на верфи в Лодейном Поле, на месте события не было. Едва Нева на всем своем протяжении была отбита у шведов, царь начал объезд ее берегов с целью выбора места для крепости, доверив окончательный выбор своему ближайшему соратнику Александру МЕНШИКОВУ. Их внимание привлек небольшой (750 м в длину и 360 м в ширину) остров в самом широком месте реки, где она разветвлялась на три рукава. Одни называли его Веселым, другие — Заячьим.
       Здесь началось строительство, и уже к осени на сооруженных из дерева и земли бастионах стояло 120 орудий. Губернатором (заметим, что до самих губерний еще 5 лет) новых владений стал Меншиков. Как сформулировал царь, «на все надлежит доброе око иметь губернатору». Первым городским архитектором стал только что принятый на русскую службу швейцарец Доменико ТРЕЗИНИ.
       В первые годы никто не думал, что рождается новая столица страны. Опасность была слишком велика, так как шведы были рядом. Это был город–крепость, город–верфь, где на воду спускали корабли. Потому городское строительство велось стихийно, по старинке — сначала из дерева, потом стали ставить мазанки. Но через 10 лет, когда сюда перебрался двор и Петербург стал столицей, началось строительство из кирпича и камня, городские улицы приобрели стройность, их стали мостить камнем, а единственным сохранившимся сооружением первых лет сегодня является Домик Петра, сохранить который велел сам царь.
       В буквальном смысле вся страна строила город. Строительный сезон длился с конца марта по конец сентября, и сюда уже в первый год было прислано 20 000 подкопщиков, как звали работных людей. Их число вскоре выросло вдвое, по одному человеку брали с 9–16 крестьянских или посадских домов, а остальные должны были обеспечивать их довольствие. Квалифицированных строителей переселяли в Петербург на «вечное жительство», именным указом был определен и список из 1 200 дворян, обязанных переселиться в столицу.
       Цена петровской попытки прорубить «окно в Европу» оказалась высокой: длившаяся более 20 лет Северная война унесла жизни 40 000 солдат, а на возведении Петербурга полегли 70 000 его строителей.

Июль.

9 - (28 июня по ст. ст.) После переговоров в русском лагере близ Шлотбурга послы великого княжества Литовского ГАЛЕЦКИЙ и ХРЖАНОВСКИЙ заключили трактат с генерал-фельдмаршалом Ф. А. ГОЛОВИНЫМ, в котором обязались стоять за короля АВГУСТА II в войне со Швецией, а из русской казны литовскому комиссару в Смоленске будет выдано 30 000 вспомогательных рублей, как только Речь Посполитая вступит в союз с Россиею. Литовские послы обещали снабдить русские войска при вступлении в пределы Литвы всеми жизненно необходимыми припасами и соединить с ними свои полки для поражения врага общими силами.
10 - (29 июня по ст. ст.) В центре крепости Санкт-Питербурх на Заячьем острове заложена деревянная церковь во имя Святых Апостолов Петра и Павла. Спустя 9 лет на ее месте был заложен каменный собор, который был торжественно освящен 9 июля 1733 года.

Август.

30 - (19 августа по ст. ст.) Первое в истории Петербурга наводнение. Вода поднялась на два с половиной метра, затопила расположение войск и смыла заготовленные лес и стройматериалы, причинив немалые убытки.

Ноябрь.

19 - В Бастилии скончался узник, вошедший в историю как «человек в железной маске».
       На следующий день он был похоронен и записан в кладбищенской книге как некто МАРШИОЛИ, примерно 45 лет. Это один из немногих достоверных фактов его жизни, давшей почву для многочисленных легенд о его настоящих имени и происхождении. Впервые таинственный узник объявился в тюрьме Пьемонта в начале 1680–х годов и был переведен в Бастилию в сентябре 1698 года. Уже тогда его личность порождала слухи, окрепшие после смерти. Уверяли, что тело покойного засыпали едким веществом, чтобы сделать неузнаваемыми черты его лица. Другие утверждали, что голову отрубили и похоронили отдельно в потаенном месте. Третьи говорили, что через день в раскопанной по просьбе любопытного могиле нашли только большой камень. В действительности лицо неизвестного при жизни скрывала обычная маска из черного бархата, а железную придумал писатель и философ ВОЛЬТЕР, ставший творцом главной легенды.
       Он сам в 1717 году очутился в Бастилии, в которой провел почти год за возмутительные стихи. Услышав там рассказы о таинственном узнике, стал собирать материалы. Главными информаторами Вольтера стали комендант Бастилии и зять врача крепости, наблюдавшего за заключенными. Прошло 20 лет, прежде чем Вольтер смог заявить: «Я достаточно узнал о злоключениях человека в железной маске, умершего в Бастилии». Но версия о родстве узника в маске с королем ЛЮДОВИКОМ XIV считалась опасной, потому Вольтеру настоятельно рекомендовали не срывать маску с его героя. «Век Людовика XIV» был издан им в 1751 году в Берлине под псевдонимом мсье де Франшвиль, но тогда, описав узника в маске, Вольтер не решился назвать его предполагаемого имени. Все пояснения он дал только через 20 лет, когда считался властителем дум в Европе, а королевская власть во Франции заметно сдала свои позиции. Правда, логика выводов автора может удивить:
       «Железной маской был, по всей вероятности, брат, и причем старший брат, Людовика XIV, мать которого отдавала большое предпочтение тонкому белью, что и послужило для мсье де Вольтера ключевым моментом. Читая мемуары того времени, можно узнать, что и человек в железной маске питал такое же пристрастие к тонкому белью, так что у меня нет ни малейших сомнений: это был не сын, а брат короля».
       Когда монархия во Франция была свергнута и Бастилия захвачена восставшим народом, в королевской темнице обнаружили, вы не поверите, скелет человека в железной маске с цепями на шее, ногах и руках. Легенды множились, их венцом стала версия о брате–близнеце, подхваченная Александром ДЮМА–отцом и не раз воплощенная на экране в новейшую эру. Но стоило за дело взяться серьезным историкам, как выяснилось, что почти все слухи породил тюремщик Бенинь де СЕН–МАР, 34 года сопровождавший узника в маске. Хотя названо около полусотни имен, есть основания полагать, что это был лакей Эсташ ДАНЖЕ, ставший под маской игрушкой в руках Сен–Мара, использовавшего возникавшие слухи для роста своего авторитета. Предназначением маски было скрыть не сходство узника с королем, а полную их непохожесть.
19 - (8 ноября по ст. ст.) Издан весьма характерный для царя ПЕТРА I указ, адресованный Коммерц-коллегии и говорящий сам за себя уже своей формулировкой: «О прилежнном наблюдении, чтобы российские товары более на деньги продаваемы были, нежели на товары обмениваемы; о распространении торговли с Францией, Испанией и Португалией; о китовом промысле; об учреждении компании; о посылке в чужие края молодых людей из торгового класса для обучения коммерции».
       Чтобы обучение коммерции давало результат, советовалось посылать детей торговых людей группами не менее 15 человек, прошедших обучение заменять новыми, обученным передавать свои знания на местах, «понеже всех посылать невозможно», потому брать их следовало из всех знатных городов.
       Особо привлекла мое внимание в этом пункте последняя рекомендация: отправлять в Ревель и Ригу по 20 человек из посадских и раздать их там для обучения КАПИТАЛИСТАМ по конторам. Еще более века до появления в мире слова «капитализм», в словарь Даля оно не попало, во Франции и Англии слова «капиталист» нет (для этого надо дожить до Французской революции), а в императорском указе оно присутствует. Неужто рижские и ревельские ростовщики и банкиры так себя называли? Сомнительно. Видимо, Петр заимствовал слово у голландцев, первыми его применившими в середине XVII века, только интересно, какой же смысл царь в него вкладывал, к кому применял? Конкретно — к коммерсантам, фабрикантам, торговцам, менялам? Или в широком смысле — ко всем обладателям тугого кошелька и большого производства?
19 - (8 ноября по ст. ст.) Только упомянутый в вышеназванном указе китовый промысел был раскрыт отдельным указом «О заведении компании китовой ловли и о приеме в оную иностранцев наравне с русскими».
       Первым пунктом указа следовало: «Зачать пятью кораблями, оные сделать у города Архангельского, ловцов вывезти из Голландии, матросов употребить русских». Первая попытка успехом не увенчалась: за 4 года было добыто 4 кита, расходы в 5 раз превысили доход.























В подготовке страницы использованы материалы сайтов http://www.citycat.ru/historycentre/index.cgi; http://www.hrono.ru/; https://ru.wikipedia.org/wiki/