1720 год

       - В популярной в Японии работе Нисикавы Дзёкена «Пояснения к персоналиям  42 стран» помещены портреты русских мужчин и женщин, сопровождаемые краткими пояснительными статьями.

Январь.

24 - (13 января по ст. ст.) Петром I издан указ о значении флота в системе вооруженных сил и о назначении морского устава, готовящегося к печати. В указе, в частности, говорилось: «понеже сие дело необходимо нужное есть государству (по оной присловице: что всякий потентат, которой едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет. А который и флот имеет, обе руки имеет) того ради сей воинской морской устав учиняли, дабы всякий знал свою должность, и неведением никто б не отговаривался».

Февраль.

4 - (24 января по ст. ст.) ПЕТРОМ I издан указ о сооружении в Петербурге шлагбаумов. Они устанавливались на концах улиц и на ночь опускались для пресечения проникновения в столицу разбойников и воров. Вооруженный караул пропускал в город только докторов, лекарей, священников, посыльных и знатных граждан, причем приближающийся к заставе должен был держать в руках зажженный факел. Ныне подобное называется комендантским часом.
11 - (31 января по ст. ст.) По указанию царя ПЕТРА I Адмиралтейств-коллегия вынесла решение: «Крестьянина Ефима Никонова отослать в контору генерал-майора Головина и велеть образцовое судно делать...»
       В 1718 году крестьянин подмосковного села Покровское-Рубцово, плотник казенной верфи Ефим Прокопьевич НИКОНОВ подал царю челобитную о постройке военного судна, которое «будет ходить в воде потаенное», подходить к вражеским кораблям «под самое дно» и «из снаряду забивать корабли, хотя бы десять или двадцать», а для пробы предложил построить образец Ответа не было дано, но настойчивый изобретатель-самоучка написал новое письмо. Царь вызвал Никонова в столицу и после личной беседы с ним приказал, «таясь от чужого глазу», построить опытную модель для испытания в реке. Иван ГОЛОВИН выделил требуемые материалы и мастеровых людей, и через год модель была готова. После этого Никонову было поручено начать строительство «потаенного огненного судна большого корпуса».
       Первая в России подводная лодка была сооружена в 1724 году, имела бочкообразную форму длиной 6—6,5 м и шириной свыше 2 м и выполнена из сосновых досок и тюленьих шкур. Ее экипаж составляли 4 человека, двигаться лодка должна была с помощью весел, а погружаться-всплывать благодаря балластной цистерне и поршневой помпе. Запаса воздуха хватало на 10-12 часов. Вооружение лодки составляли «огненные медные трубы», действовавшие по принципу огнемета. Они должны были выдвигаться над водой после скрытого подхода к судам противника и поджигать их зажигательной смесью. Никоновым фактически была предложена и идея подводного спецназа: из шлюзовой камеры мог выбираться водолаз (конструкция скафандра также принадлежала изобретателю) и разрушать под водой днище вражеского корабля.
       Первое испытание в присутствии царя кончилось неудачей. Лодка стремительно погрузилась на 3-4 м, ударилась о дно и дала течь. Всех спасли, Петр приказал Никонову укрепить корпус и повелел, чтобы ему «никто конфуза в вину не ставил». Работы продолжались еще четыре года, два новых погружения прошли уже после смерти императора, но практического результата не дали. Никонова из мастеров разжаловали в рядовые адмиралтейские работники и отослали в отдаленный Астраханский порт.

Апрель.

24 - (13 апреля по ст. ст.) Вышел петровский морской регламент, действовавший до конца века и называвшийся «Книга устав морской о всем, что касается доброму управлению в бытность флота на море...»

Август.

31 - (20 августа по ст. ст.) Основан Усть-Каменогорск.

Ноябрь.

16 - (5 ноября по ст. ст.) В Константинополе заключен «Трактат Вечного мира» между Россией и Турцией. Договор подписали верховный визирь ИБРАГИМ-ПАША и российский полномочный посол Алексей ДАШКОВ.





















В подготовке страницы использованы материалы сайтов http://www.citycat.ru/historycentre/index.cgi; http://www.hrono.ru/; https://ru.wikipedia.org/wiki/