1730 год

       - Хан Младшего жуза Абулхаир обращается с просьбой к русскому правительству о принятии в подданство России.
       - в начале 1730 года отец Петра Рычкова едет в Петербург и берет с собой семнадцатилетнего сына. После многих хлопот благодаря давним своим связям с торговыми людьми устраивает Петра в контору дирекции Ямбургского и Жабинского стекольных заводов, что находились в ста верстах от столицы.
       В уездном городке Ямбурге Петр нашел хорошую девушку Анисью и решил жениться. На смотрины невесты — дочери управителя волостей Прокофия Даниловича Гуляева — в Ямбург вскоре приехали из Москвы родители Петра и благословили молодых.
       После свадьбы Петр снова остался без работы: оба стекольных завода закрылись в связи с переносом их из-под Петербурга в другое место. Вот туг Петр Рычков и обратился в портовую таможню. В качестве переводчика он работал там до того июньского дня, когда позвал его в экспедицию географ, статский советник Иван Кирилов.

Январь.

30 - После внезапной смерти юного внука Петра I 29 (18 января по старому стилю) января 1730 года, императора Петра II, на котором прервалась мужская линия Романовых, Верховный тайный совет пригласил на российский престол курляндскую герцогиню Анну Ивановну, племянницу Петра I, четвертую дочь его «скорбного телом и главою» сводного брата — царя Ивана V (1666–1696). Приглашение, оговоренное «кондициями», ограничивало власть императрицы в пользу вышеупомянутого Совета. Его доставили Анне во дворец в Митаве (ныне Елгава в Латвии), где та без промедления начертала на нем: «По всему обещаюсь все, без всякого изъятия, содержать. Анна». 8 марта (25 февраля по старому стилю) едва взойдя на трон, эти кондиции «Ея Величество при всем народе изволила, приняв, изодрать» — по «просьбе» конкурировавшей с «верховниками» партии.

Февраль.

5 - (25 января по ст. ст.) Верховный тайный совет (по предложению князей Д. М. ГОЛИЦЫНА и В. Л. ДОЛГОРУКОВА) пригласил на российский престол дочь царя ИВАНА V АННУ ИОАННОВНУ на условиях ограничения самодержавия в пользу старомосковской знати.
14 - (3 февраля по ст. ст.) Арестован генерал-прокурор Павел Иванович ЯГУЖИНСКИЙ, обвиненный в измене. Но заговор «верховников» провалится, Ягужинский, выйдя из заточения, вновь займет генерал-прокурорский пост, будет назначен сенатором и получит графский титул. 
14 - (3 февраля по ст. ст.) За столь важными делами, как арест своих противников, члены Верховного тайного совета совсем упустили из виду мелочи. В этот же день в Успенском соборе был отслужен благодарственный молебен по случаю восхождения АННА ИОАННОВНЫ на престол, а во все епархии разосланы извещения Синода об этом. Тонкость была в том, что Анну по прежней форме провозгласили самодержицей, что вовсе не входило в планы «верховников». 
22 - (11 февраля по ст. ст.) В Архангельском соборе Московского Кремля погребен скончавшийся от оспы 14-летний император ПЁТР II. На месте погребения вынули два гроба сибирских царевичей, для которых решили особых гробниц не делать, а поставить в стене и учинить надпись. А когда чуть свет все собрались в Лефортовском дворце, где находилось тело покойного государя, чтобы проводить его в последний путь, долго дожидались несостоявшейся невесты княжны Екатерины Долгорукой (ДОЛГОРУКОВОЙ), родственники которой требовали ей места в церемонии как особе императорского дома. В результате погребальное шествие тронулось без невесты.
25 - (14 февраля по ст. ст.) Первое прямое столкновение императрицы АННЫ ИОАННОВНЫ и членов Верховного тайного совета. От имени явившихся во Всесвятское (там остановилась прибывшая из Митавы Анна) верховников ей был поднесен орден св. Андрея Первозванного. Считая себя вправе на этот орден как императрица, Анна произнесла: «Ах, правда, я и позабыла его надеть», взяла орден и велела надеть его на себя одному из окружающих, не позволив это кому-либо из членов Тайного совета.
26 - (15 февраля по ст. ст.) Торжественный въезд в Москву императрицы АННЫ ИОАННОВНЫ. В обставленный войсками Успенский собор были созваны все чины для принесения присяги. Между духовенством и членами Верховного совета возникли споры о форме присяги. В итоге никто ничего не приобрел: некоторые прежние выражения, означавшие самодержавие, были исключены, но не было ничего и о правах Верховного тайного совета и условиях, которые принимает императрица. Когда фельдмаршал князь Василий Владимирович ДОЛГОРУКОВ предложил Преображенскому полку присягнуть государыне и Верховному совету, то получил ответ, что если он будет настаивать, то ему ноги переломают.

Март.

8 - (25 февраля по ст. ст.) Поддержанная дворянской оппозицией и гвардией АННА ИОАННОВНА отказалась о выполнения «кондиций». По ним Анна обязывалась: 1) замуж не выходить и наследника себе не назначать, 2) править страною во всем с согласия Верховного тайного совета, который сам будет избирать своих членов и назначать чиновников на все важнейшие должности, 3) предоставить власть над войсками и гвардией совету. Но подписав эти условия в Митаве и прибыв в Москву, Анна разорвала Кондиции и ликвидировала Верховный тайный совет. Ее главным советником стал курляндский камергер БИРОН, а руководитель верховников князь Д. И. ГОЛИЦЫН оказался в отставке. В 1736 году его арестовали и приговорили к смертной казни, которую Анна заменила пожизненным заключением в Шлиссельбургской крепости.
14 - (3 марта по ст. ст.) Императрицей АННОЙ ИОАННОВНОЙ утвержден герб Санкт-Петербурга: «Скипетр желтый, над ним герб государственный, около его два якоря серебряные, поле красное, вверху корона Императорская». Через пять дней он будет утвержден указом Правительствующего Сената.
15 - (4 марта по ст. ст.) Упразднен Верховный тайный совет и восстановлен правительствующий Сенат в том виде, какой он имел при ПЕТРЕ I. В число 21 членов Сената вошли: канцлер граф Г. И. ГОЛОВКИН, фельдмаршалы князья М. М. ГОЛИЦЫН, В. В. ДОЛГОРУКОВ (ДОЛГОРУКИЙ), И. Ю. ТРУБЕЦКОЙ, князь И. Ф. РОМОДАНОВСКИЙ, князь В. Л. ДОЛГОРУКОВ (ДОЛГОРУКИЙ), князь Д. М. ГОЛИЦЫН, барон А. И. ОСТЕРМАН, князь А. М. ЧЕРКАССКИЙ, генерал П. И. ЯГУЖИНСКИЙ, Г. П. ЧЕРНЫШЁВ, И. И. МАМОНОВ, князь Г. Д. ЮСУПОВ, С. А. САЛТЫКОВ, А. И. УШАКОВ, князь Ю. Ю. ТРУБЕЦКОЙ, князь И. Ф. БОРЯТИНСКИЙ, С. И. СУКИН, В. Я. НОВОСИЛЬЦЕВ, князь Г. А. УРУСОВ, граф М. Г. ГОЛОВКИН.
16 - (5 марта по ст. ст.) Назначенные днем ранее сенаторы принесли присягу и немедленно имели рассуждение, надлежит ли в Сенате быть генерал-прокурору, обер-прокурору и рекетмейстеру? Рассудили, что рекетмейстеру быть надлежит, но от беспокойных блюстителей и напоминателей закона себя освободили.
29 - В Москве появилось уличное освещение конопляными фонарями.

Май.

15 - Король ГЕОРГ II утвердил в качестве первого в истории Великобритании премьер-министра Роберта УОЛПОЛА, лидера партии вигов. До того он 9 лет занимал должность лорд-канцлера.

Июнь.

25 - В Санкт-Петербурге торжественно освящена лютеранская церковь Петра и Павла. Земля общине была подарена императором ПЕТРОМ II, а ее открытие приурочено к 200-летию Аугсбургского исповедания.

Июль.

26 - Императрица АННА ИОАНОВНА подписала указ об отливке Успенского большого колокола весом более 200 тонн, известного теперь как Царь-Колокол в Кремле.
       Работы шли долго: проектирование и утверждение затянулись на несколько лет. Когда все уже было готово, случилась авария. Потом умер главный мастер Иван МОТОРИН, дело продолжил его сын Михаил. В конце 1735 года колокол наконец был отлит, были начаты чеканные работы. Но в мае 1737 года после кремлевского пожара от колокола откололся кусок в 11,5 тонн — и почти столетие об оставшемся в литейной яме колоколе никто не вспоминал. Только в августе 1836 года Август МОНФЕРРАН поднял колокол и водрузил его на постамент.

Декабрь.

15 - Последней прижизненной публикацией Даниэля ДЕФО стала «Надежная схема по немедленному предотвращению уличного воровства».
20 - (9 декабря по ст. ст.) Михаил ЛОМОНОСОВ получает в Холмогорской воеводской канцелярии паспорт «к Москве».
       Получив необходимые документы, чтобы не бить битым кнутом как беспаспортный бродяга, он задумал уйти с караваном мороженой рыбы, направлявшимся в Москву. «Всячески скрывая свое намерение, по утру смотрел он, как будто бы из любопытства, на выезд сего каравана. Следующей ночью, когда все в доме отца спали, надев две рубашки и нагольный тулуп, погнался он за оным вслед (не позабыв взять с собою любезных своих книг, составляющих тогда всю его библиотеку, — грамматику и арифметику). На третий день настиг его в семидесяти верстах. Караванный приказчик не хотел взять его с собой, но убежден был просьбою и слезами, чтоб дал посмотреть Москву, наконец, согласился».
25 - В Москве зажглись первые уличные фонари.























В подготовке страницы использованы материалы сайтов http://www.citycat.ru/historycentre/index.cgi; http://www.hrono.ru/; https://ru.wikipedia.org/wiki/