1742 год

      - В кратком учебнике по географии, вышедшем в 1742 году, разделение Европы пояснялось до смешного упрощенно. «Как разделяется Европа? Наподобие сидящей девицы, у которой: 1. Фонтаж есть Португалия, 2. Лицо Гишпания, 3. Грудь Франция…» Известный ученый Бюшинг в руководстве по географии европейских стран считал, например, что «чем больше земля населяется, тем стужа в ней уменьшается». Подобные толкования о причинных связях в природе наполняли в те времена и книги, и умы людей.
       - Иван Иванович Неплюев, вспоминал о назначении в Оренбургскую экспедицию: «В начале 1742 года прислан мне приказ, чтоб я у двора явился, что я и исполнил, и при сем случае поставлен я был на колена пред церковью в то время, когда императрица Елизавета Петровна проходила в оную; она изволила, остановясь, возложить на меня орден св. Александра Невского и пожаловать меня допустить к руке; я, увидев дщерь государя, мною обожаемого, в славе ей принадлежащей и в лице ее черты моего отца и государя Петра Первого, так обрадовался, что забыл все минувшее и желал ей от истинной души всех благ… Потом сделал я визиты всем знатным благодетелям. Старый мой благодетель Григорий Петрович Чернышев принял меня как родного и все силы употребил к защищению моей невинности. Чрез несколько дней сделана мне от Сената повестка, чтоб я в оный явился, где мне объявлен именной указ, чтоб ехать в Оренбургскую экспедицию командиром».
       Придворным завистникам не удалось очернить заслуженного человека, отмеченного самим преобразователем. Но, как известно, клевета наносит удары и достойным людям: в Оренбургский край Неплюева посылали, чтобы отдалить от двора.
       В это же время Иван Иванович претерпел и другие невзгоды. На 46-м году жизни он овдовел, оставшись с четырьмя детьми. Перед отъездом из Москвы в Оренбург Иван Иванович женился на 23-летней девице Анне Паниной. Молодая жена пришла в отчаяние, когда вскоре же после свадьбы узнала о назначении мужа. Дочь дворянина, она никак не хотела покидать светское общество старой русской столицы и ехать с мужем в «замаскированную ссылку». Она заливалась горькими слезами, будто предчувствовала свое трагическое будущее. И действительно, через три года она, как засвидетельствует в своих записках Неплюев, умрет в Орской крепости от тоски…

Январь.

10 - (31 декабря по ст. ст. 1741 года) императрица ЕЛИЗАВЕТА именным указом отметила роль полков лейб-гвардии в ее возведении на престол без кровопролития. Особливой императорской милостью офицерам гвардии, а также Ингерманландского и Астраханского полков была выдана денежная сумма, равнявшаяся третному жалованью; солдатам было выдано на Преображенский полк 12 000 рублей, на Семеновский и Измайловский — по 9000, на конный — 6000, на Ингерманландский и Астраханский — по 3000.
       Особо отличившаяся гренадерская рота Преображенского полка получила название лейб-компании, капитаном которой была сама императрица, капитан-поручик равнялся полному генералу, два поручика — генерал-лейтенантам, два подпоручика — генерал-майорам, прапорщик — полковнику, сержанты — подполковникам, капралы — капитанам. Унтер-офицеры, капралы и рядовые были пожалованы в потомственные дворяне, в гербы им внесена надпись: «За ревность и верность».
24 - (13 января по ст. ст.) с воцарением ЕЛИЗАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ настали тяжкие времена для членов правительства при регентше АННЕ ЛЕОПОЛЬДОВНЕ. В этот день Сенат получил указ «судить их по государственным правам и указам». В результате МИНИХА приговорили к четвертованию, а ОСТЕРМАНА, ГОЛОВКИНА, МЕНГДЕНА, ЛЕВЕНВОЛЬДА и ТЕМИРЯЗЕВА — к отсечению головы.
       В конце концов Миниха и Остермана помиловали и сослали одного в Пелым, а другого в Березов.

Февраль.

26 - (15 февраля по ст. ст.) испытывая недостаток в средствах в условиях войны со шведами и предпринимая меры по их сбору и экономии, императрица ЕЛИЗАВЕТА в этот день устно приказала Сенату: фейерверку быть только в день коронации, а в Новый год, в день рождения, тезоименитства и восшествия на престол императрицы, также в день рождения и тезоименитства герцога голштинского быть одной иллюминации.

Март.

11 - (28 февраля по ст. ст.) в Москву приехала императрица ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА. Церемония торжественного въезда началась в пять пополуночи. На Красной площади раздались девять пушечных выстрелов — и начался благовест в большой Ивановский колокол. В десятом часу императрица из села Всесвятского, где отдыхала предыдущий день, приехала в Тверскую-Ямскую слободу, там пересела в парадную карету и отправилась в Успенский собор. Посетив еще Архангельский и Благовещенский соборы, она направилась к своему зимнему дому, что на Яузе. Москва начала готовиться к дню коронации, назначенному на 25 апреля.
30 - Императрица Елизавета Петровна, взошедшая на престол в самом конце 1741-го, распорядилась: «Всем обывателям объявить с подписками, чтоб никто в Москве по улицам на резвых лошадях отнюдь не ездили и людям утеснения и убивства не чинили». Указ последовал, когда государыня, москвичка, пожаловав со всем двором из Петербурга в родной город на назначенную на начало мая коронацию, с возмущением констатировала, что в Первопрестольной «многие всяких чинов люди ездят на резвых лошадях и давят и побивают людей».

Апрель.

13 - в дублинском «Мюзик-холле» на Пасху была впервые исполнена оратория «Мессия» немца Георга Фридриха Генделя, который с 1711 года жил в Британии. Сочинение написано в основном на тексты библейских пророков, которые возвещают о пришествии Мессии. Билеты на концерт пользовались ажиотажным спросом, и, дабы избежать тесноты в зале, дам даже просили не надевать платьев с фижмами (каркасами в виде упругого обруча вокруг бедер), а джентльменов — оставлять дома шпаги. В итоге присутствовали около 700 слушателей и было собрано 400 фунтов стерлингов — на благотворительные цели. Автор исполнял партию клавесина, оркестром и вокалистами управляли разные дирижеры. Несколько настороженно встреченная публикой, оратория вскоре была признана одним из высших достижений своего жанра в мировом музыкальном искусстве.
18 - (7 апреля по ст. ст.) императрица ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА восстановила Берг- и Мануфактур-коллегии, которые в правление АННЫ ИОАНОВНЫ были упразднены и соединены с Коммерц-коллегией. 
       В этот же день ЕЛИЗАВЕТА избавила от страданий многих направляемых в Тайную канцелярию, вина которых была только в описках в императорском титуле по простоте. Он велела дел не заводить, описки переправлять, лишь только требовать, чтоб впредь писали осмотрительно.

Май.

       - Иван Иванович Неплюев отправил в Правительствующий Сенат проект-предложение о новой застройке Оренбурга на месте слияния Яика и Сакмары и, не дождавшись ответа, начал вести подготовку к ней.
6 - (25 апреля по ст. ст.) коронация императрицы ЕЛИЗАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ в Москве.
       По случаю торжеств к этому дню московское купечество воздвигло Красные ворота. Сама Елизавета тоже стала готовиться к этому событию загодя, послав за полтора года до коронации на Камчатку штабс-фурьера ШАХТУРОВА с заданием доставить шесть пригожих, благородных камчатских девиц. Но представления царицы о размерах собственной империи были весьма приблизительными: только через 6 лет (и на 4 года позже коронации) царицын посланец с отобранными девицами достиг на обратном пути Иркутска.
20 - (9 мая по ст. ст.) Полярный исследователь Семен Иванович ЧЕЛЮСКИН на собачьей упряжке достиг северной оконечности Евразии, носящей ныне название мыса Челюскина.
28 - В Лондоне появился первый крытый плавательный бассейн.

Октябрь.

26 - (15 октября по ст.ст.) высочайше утвержден доклад Сената «О нестроении Оренбурга при Урочище Красная гора и переносе его на место, именуемое Бердск».
       В «Истории Оренбургской» Петр Рычков повествует, что, возглавив Оренбургскую комиссию, тайный советник Неплюев первым делом решил выстроить Оренбург. Только не на Красной горе. «Столь знатному и большому городу способнее и пристойнее быть близ устья Сакмары-реки, где Бердская крепость застроена, яко тут место пространнее, ровнее, как водою, так и лесом и лугами и всякими к строению потребными припасами пред Красногорским гораздо довольнее, к российским хлебным жительством ближе, и ко всем новопостроенным крепостям, стало быть, в середине…»
       Прежний Оренбург, называемый оплотом России на востоке, представлял собой крепость, окруженную забором из плетня и земляного дерна. Бывший петровский боевой офицер Неплюев с усмешкой обозрел сию цитадель, которую его предшественники Кирилов, Татищев и Урусов отваживались навещать лишь раз или два в году. Обычно летом и под охраной многочисленного отряда. Зимой же вся линия крепостей, так называемая Ново-Московская дорога, тянувшаяся от Оренбурга до Самары, лежала в глубоких снегах — ни пройти, ни проехать.

Декабрь.

13 - (2 декабря по ст. ст.) императрица Елизавета Петровна издала указ об изгнании евреев. В царствование ЕЛИЗАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ был издан следующий именной указ: «Во всей нашей империи жидам жить запрещено; но ныне нам известно учинилось, что оные жиды еще в нашей империи, а наипаче в Малороссии под разными видами жительство свое продолжают, от чего не иного какого плода, но токмо яко от таковых имени Христа спасителя ненавистников нагим верноподданным крайнего вреда ожидать должно, того для повелеваем: из всей нашей империи всех мужеска и женска пола жидов со всем их имением немедленно выслать за границу и впредь ни для чего не впускать, разве кто их них захочет быть в христианской вере греческого исповедания».
       Подобное отношение к евреям (запрет селиться) держалось столетиями и стало меняться в России только после разделов Польши, когда значительную часть населения на присоединенных землях составили именно евреи.
16 - (5 февраля по ст. ст.) В Петербург прибыл племянник императрицы ЕЛИЗАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ — КАРЛ ПЕТЕР, принц Гольштейн–Готторпский, которому через 5 дней исполнилось 14 лет.
       Его судьбу предопределил названный выше закон о престолонаследии. Петровский указ появился на свет из–за подмеченной царем «авессаломской злости» наследника престола царевича АЛЕКСЕЯ, который, как и библейский персонаж (Авессалом — третий сын царя Давида), восстал против воли отца. Не принимавший отцовских реформ и готовый заручиться иностранной поддержкой, чтобы получить власть, он был предан суду и осужден на смерть как изменник, но скончался в Петропавловской крепости раньше, чем приговор был исполнен.
Во избежание повторения подобных случаев впредь ПЕТР I и издал указ, по которому решающим в выборе наследника оказывался голос государя. Но Устав не предусматривал ситуации, когда воля государя не была оглашена. Первым не успел этого сделать сам Петр, а в дальнейшем вся российская история XVIII века представляла собой череду дворцовых переворотов, увенчавшуюся восхождением на престол немки ЕКАТЕРИНЫ II, не имевшей никаких кровно–родственных связей с царским домом РОМАНОВЫХ.
       Приехавший в Россию юный принц не мог знать своей будущей судьбы: что Екатерину выберут ему в жены, она свергнет его с трона, а преданные ей офицеры вскоре после этого лишат его жизни. Его право на царский трон было обоснованно: бездетная Елизавета Петровна хотела видеть после себя внука Петра Великого, сына своей старшей сестры Анны. Для этого его и привезли из Киля в Россию. Уже при рождении про него было сказано: «Родился Петру Первому внук, Второму — брат, августейшим и державнейшим сродникам и ближним — краса и приращение, Российской державе — опора, и, как заставляет ожидать его кровное происхождение, великих дел величайшая надежда».
       С рождения жизнь не радовала принца: мать умерла вскоре после родов, отца не стало, когда мальчику было 11 лет. Его невежество на первых порах поражало, но превосходную память и способности к точным наукам отмечали все воспитатели. Больше всех мешала занятиям сама императрица, требовавшая присутствия племянника на придворных увеселениях. В ноябре после принятия православия внук Петра Великого стал зваться Петром Федоровичем и был официально объявлен наследником престола. В первые полтора года он сносно овладел русским языком и «знал твердо главные основания русской истории». Но, как мы знаем, не пошли впрок высказанные пожелания, не сбылись и предсказания.
24 - (13 декабря по ст. ст.) Свергнутое после прихода к власти ЕЛИЗАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ Брауншвейгское семейство (малолетний император ИВАН VI и его родители) переведено из Риги, где пробыло под арестом почти год, в Динамюнде (Усть-Двинск) — крепость в устье Западной Двины в семи километрах от Риги. Арестанты пробудут в ней чуть более года.


































В подготовке страницы использованы материалы сайтов http://www.citycat.ru/historycentre/index.cgi; http://www.hrono.ru/; https://ru.wikipedia.org/wiki/