1765 год

       - Умер последний в роду и, пожалуй, последний этруск в мире епископ Цецина.
       - В Петербурге во главе с князем Григорием Орловым образовалось Вольное экономическое общество, решившее изучить сельское хозяйство и посодействовать его оздоровлению. Оно имело свое издание, так называемые «Труды». Общество начало свою работу с того, что разослало во все губернии специальную анкету из 65 вопросов и вскоре получило отклики-ответы ученых, чиновников, губернаторов…
       В седьмой части «Трудов» за 1767 год была опубликована 100-страничная статья Петра Ивановича Рычкова под названием «Ответы на экономические вопросы, касающиеся до земледелия Оренбургской губернии». В ней он описывает зоны наиболее плодородных земель Восточной России, дает сравнительные данные черноземного слоя в разных провинциях, сведения об урожайности яровых и озимых культур.
       На третий вопрос анкеты: «Много ли сеется пшеницы и для каких причин земледелец не прилежит к размножению оной?» — Рычков отвечает, что пшеницы сеют меньше, нежели ржи и овса, потому как рожь нужнее всякого другого хлеба, прочнее в зернах и муке. «Ржаной хлеб пред пшеничным почитают они (местные жители) за здоровейший. Уважают еще и то, что рожь в солоде годится лучше, нежели пшеница, и варение пива и квасов без ржаного солода хорошо и здорово быть не может; да и на винокуренных заводах ржаной солод и ржаной хлеб за самый лучший почитается». Пшеница же требует от земледельца двойного труда и присмотра. Землю под посев пшеницы нужно дважды обрабатывать: пахать и бороновать. К тому же для сева пшеницы нужна новая распашная земля, ибо по снятии трех или четырех урожаев поле начинает зарастать сорняками, а зерно становится хуже. «По сим обстоятельствам, — заключает Рычков, — не трудно понять: может ли у нас пшеничный сев размножен быть сверх нынешнего без оскудения в другом, хотя б и на всяком месте удобность к нему была?»

Февраль.

14 - (3 февраля по ст. ст.) На основании донесения главнокомандующего в Москве графа Петра Семеновича САЛТЫКОВА императрица ЕКАТЕРИНА II распорядилась сжечь рукою палача появившиеся в Москве пасквили.
       Граф писал: «Развращенное здесь на Москве между молодыми людьми своевольство и наглость до такой высокой степени возросли, что некоторые из них, не устрашась высокомонаршего правосудного гнева и забыв всякую честь и честность, дерзнули по всему городу потаенно рассеять ругательные сочинения, состоящие в каталогах на французском и русском языках, в которых до 300 человек и больше как наизнатнейших, так и прочих фамилий, в том числе дамы и девицы, невзирая ни на чины, ни на достоинство, наичувствительнейшими и язвительнейшими выражениями обесчещены и обижены».
       Что же так возмутило московского градоначальника — знаменитого полководца, генерал–фельдмаршала, прославившегося на всю Европу своими победами в Северной войне над считавшимся непобедимым прусским королем ФРИДРИХОМ II? Возможно, он просто перестраховался, так как в недавно изданном императрицей «Наставлении губернаторам» было сказано: «При чрезвычайных ситуациях — пожаре, голоде, эпидемии, бунтах и иных катастрофах — губернатор должен возглавлять борьбу с этими бедствиями». А как он должен был расценить явную насмешку, представленную каталогом книг действительно существующих, но большей частью вымышленных, сочинителями которых были выставлены известные лица? Начинался он ласкательным отзывом о самой императрице: «Увенчанная добродетель, соч. г–жи», а далее по нарастающей следовали «Искусство и средство нравиться, соч. ее сына» (цесаревич Павел), «Торжество Вакха, соч. г. Бутурлина» (известный фельдмаршал–выпивоха), «Польза путешествий, соч. канцлера», «Затмение, соч. княгини Дашковой» (указание на немилость к ней императрицы) и т. д.
Екатерина, при прямом участии которой сатира в России развилась как самостоятельный литературный жанр, сочла просьбу графа убедительной. Смех очень часто раздражает власть имущих.
19 - (8 июня по ст. ст.) После ПЕТРА I российский флот постепенно приходил в упадок. Вот что писала ЕКАТЕРИНА II в этот день после смотра руководителю Коллегии иностранных дел Никите Ивановичу ПАНИНУ: «У нас в излишестве кораблей и людей, но у нас нет ни флота, ни моряков. В ту минуту, когда я подняла штандарт и корабли стали проходить и салютовать, два из них погибли было по оплошности их капитанов... Потом адмиралу хотелось, чтоб они выровнялись в линию; но ни один корабль не мог этого исполнить, хотя погода была превосходная. Наконец, в 5 часов после обеда приблизились к берегу для бомбардирования так называемого города... До 9 часов вечера стреляли бомбами и ядрами, которые не попадали в цель... Надобно сознаться, что корабли походили на флот, выходящий каждый год из Голландии для ловли сельдей, а не на военный».
       Пройдет пять лет, и русский флот вновь начнет оправдывать свою славу.

Июнь.

26 - (15 июня по ст. ст.) Утвержден устав Вольного экономического общества, ставшего первой в России общественной организацией и старейшим ученым обществом.

Ноябрь.

       - В Спасское пришло от тайного советника, петербургского сенатора А В. Алсуфьева, уведомление о том, что Петр Иванович Рычков единогласно избран в члены Вольного экономического общества. К уведомлению была приложена копия письма Екатерины II, в котором императрица приветствовала рождение такого полезного общества как свидетельство истинного усердия и любви к Отечеству его почетных членов, труд которых «с божиею помощью наградиться вам и потомкам вашим собственною вашею пользою, а мы по мере тщания вашего умножать не оставим наше к вам благословение». О каком-либо материальном поощрении членов общества нигде не сказано ни слова.
























В подготовке страницы использованы материалы сайтов http://www.citycat.ru/historycentre/index.cgi; http://www.hrono.ru/; https://ru.wikipedia.org/wiki/