1903 год

Январь.

1 - В государственных учреждениях Германии, Австрии и Швейцарии введена новая орфография немецкого языка в соответствии с реформой правописания 1901 года. С 1 апреля ее требования стали соблюдаться в школах.
       Кайзер ВИЛЬГЕЛЬМ II, давший согласие на реформу, для себя лично, если так можно сказать, выторговал право до 1911 года получать все представленные ему документы в старом правописании.
6 - В Берне прошла скромная свадьба Альберта ЭЙНШТЕЙНА и Милены МАРИЧ (1875—1948).
       Потом они расстанутся, в 1919 году разведутся, и мир долгие годы будет считать ее только первой женой великого физика. Десятилетия спустя после ее смерти станут известны письма Эйнштейна к жене, которые заставят иначе взглянуть на их брак, а некоторые биографы даже припишут авторство знаменитой теории относительности жене, а не мужу.
19 - Объявлено о проведении первой велогонки «Тур де Франс» — сегодня самого престижного и популярного соревнования.
22 - Госсекретарь США Джон ХЕЙ и министр иностранных дел Колумбии Томас ЭРРАН подписали договор о продаже США зоны строящегося Панамского канала.
       Американский Сенат по-быстрому уже в марте ратифицировал договор, но колумбийский парламент в августе отказался признать грабительскую сделку. Как только в начале ноября президент США Теодор РУЗВЕЛЬТ послал к Панамскому перешейку военные корабли, в колумбийской провинции Панама сразу же нашлись желающие отделиться от своей страны. 6 ноября США признали новое государство — Республику Панаму, а 18 числа заключили с ним новый договор о строительстве Панамского канала.

Февраль.

21 - В Санкт-Петербурге завершился VIII чемпионат мира по фигурному катанию. Российская столица во второй раз приняла участников первенства, которое было приурочено к 200-летию основания города. Как и прежде, соревновались за медали только мужчины. Из шести заявленных участников прошли двухдневную соревновательную программу четверо. Победителем третий год подряд стал швед Ульрих САЛЬХОВ, второе место занял Николай ПАНИН-КОЛОМЕНКИН, принесший России первое в ее истории призовое место в фигурном катании. Русский спортсмен на всех соревнованиях выступал не под своей фамилией Коломенкин, а использовал псевдоним Панин. Соперники вновь сошлись в очном споре только на Олимпийских играх 1908 года, проходивших в Лондоне, где Сальхов стал чемпионом в многоборье, а Панин-Коломенкин выиграл золотую медаль, соревнуясь в исполнении специальных фигур.
26 - Начались регулярные ежемесячные встречи 10 членов Академии Гонкуров.

Апрель.

12 - В английском городе Истборне открылась первая в мире «моторная» омнибусная линия, обслуживаемая многоместными экипажами с механической тягой. Первые омнибусы, еще на конной тяге, появились в Париже в 1662 году и предназначались в основном «для лиц, не имеющих возможностей пользоваться паланкином или каретой». Однако через какое-то время парижские власти запретили ездить в омнибусах «людям низкого звания», а в результате новый вид транспорта, лишившись своих основных пассажиров, надолго прекратил свое существование, возродившись лишь е начале XIX столетия.
19 - Начало крупнейшего еврейского погрома в Кишиневе: в течение нескольких дней были убиты 49 человек, 586 ранены, свыше полутора тысяч домов разрушены и разграблены.
     
Май.

21 - Первым в мире теплоходом (судном с двигателем внутреннего сгорания) стал построенный на Сормовской верфи в Нижнем Новгороде танкер «Вандал» конструкции Константина Петровича БОКЛЕВСКОГО (1862—1928). (Возможно, дата приведена по старому стилю, но прежде это событие отмечалось в этот день.)
       Танкер — сказано громко, на самом деле это была нефтеналивная речная баржа. Ее длина составляла 74,5 м, ширина — 9,5 м, а грузоподъемность — 820 тонн. Три дизельных двигателя конструкции «Товарищества братьев Нобелей в России», мощностью 120 л. c. каждый, позволяли развить скорость до 13 км/час, а дополнительные электрогенераторы позволяли плавно регулировать скорость, обеспечивали высокую маневренность и задний ход судна. Таким образом «Вандал» стал не только первым теплоходом, но и первым дизель-электроходом. Тогда же были построены «Сармат» и «Скиф», а десять лет спустя по российским рекам плавало уже более 200 теплоходов. На Западе к их строительству тогда только-только приступили.
       И для военных Боклевский построил первые дизельные корабли — плававшие по Амуру башенные мониторы, а сам организовал и более 20 возглавлял созданный при Петербургском политехническом институте первый в России кораблестроительный факультет. Но если прежде его имени не забывали, то ныне оно оказалось недостойным для включения в Большую Российскую энциклопедию. В очередной раз с сожалением приходится говорить об абсолютно непонятной концепции построения БРЭ, в которой могут оказаться совершенно случайные имена, но опущены обязательные для издания подобного рода.
24 - Во время гонки Париж — Мадрид погибли знаменитый гонщик Марсель РЕНО и его механик. Затем произошла еще одна авария со смертельным исходом, и гонка была прекращена после первого этапа Париж — Бордо.
       Начало подобным гонкам было положено в 1897 году. Главной их целью было не спортивное состязание, а реклама фирм — производителей автомобилей. Практически ни одна из гонок не обходилась без человеческих жертв среди гонщиков и зрителей. Смерть старшего из братьев Рено стала той каплей, которая переполнила чашу терпения властей. Проведение междугородных автогонок было запрещено.
29 - В Петербурге торжественно открыт Троицкий (в советское время носивший название Кировского) мост через Неву. До возведения в 1965 году моста Александра Невского он оставался самым длинным в городе (582 м).

Июнь.

1 - (19 мая по ст. ст.) В Таганроге, основанном ПЕТРОМ I, был открыт памятник императору, представлявший собой копию скульптуры М. М. АНТОКОЛЬСКОГО, создавшего ее в свое время к 200-летию царя. Половину средств на возведение памятника собрали горожане по подписке.
16 - Основана The Ford Motor Company.
18 - В Сан-Франциско был дан старт первому автопробегу через континент. Его участники спустя три месяца финишировали в Нью-Йорке. 
18 - 18 июня 2003 года московский отель «Националь» отмечал свое столетие. Сообщившее об этом агентство РИА «Новости» также рассказало, что здание было построено по проекту известного архитектора Александра ИВАНОВА, выпускника Императорской академии художеств. Гостиница же за эти годы успела побывать и Первым Домом Советов, где проживали члены правительства, включая Владимира ЛЕНИНА с Надеждой КРУПСКОЙ, и общежитием для партийных работников, и резиденцией 16 иностранных посольств во время Второй мировой войны.
25 - (12 июня по ст. ст.) Принято постановление о конфискации имущества армянских церквей на Кавказе.

Июль.

5 - В Санкт-Петербурге, в Зоологическом музее Академии наук, впервые выставлены для обозрения скелет и чучело мамонта, найденного в вечной мерзлоте, на берегу реки Березовка в Якутии. Абсолютный возраст «Березовского мамонта» — около 45 тысяч лет.
11 - По инициативе Королевского яхт-клуба ирландского города Корк состоялись первые гонки судов с паровым двигателем.
19 - Победой трубочиста Мориса ГАРЕНА завершилась первая велогонка «Тур де Франс», проходившая по маршруту Париж — Лион — Марсель — Тулуза — Бордо — Нант — Париж.
       Самую престижную в мире велоспорта многодневную велогонку, которую также называют «Большой петлей», придумали Анри ДЕГРАНЖ и Гео ЛЕФЕВР — редактор и журналист спортивного издания «Авто» (ныне крупнейшая спортивная газета Франции «Экип»), стремясь поднять тираж газеты. В чем вполне преуспели: за 19 дней гонки он подскочил с 25 до 65 тысяч. Когда же в 1919 году придумали вручать лидеру гонки особую майку, для нее выбрали желтый цвет — под стать страницам издания
       6 этапов протяженностью от 268 до 471 км победитель преодолел со средней скоростью 25,7 км/час. Нетрудно подсчитать, что даже лучшие из участников приходили на финиш очередного этапа глубокой ночью. Из 60 стартовавших до финиша добралcя только 21 гонщик. Победителю достался денежный приз 3000 франков (в сегодняшнем эквиваленте порядка 26 000 евро). Гарен стал не только первым победителем знаменитой гонки, но на следующий год, когда вновь победил, стал и ее первым дисквалифицированным чемпионом.
       По давности лет и утрате документов уже никто достоверно не знает, что стало причиной такого решения, но последние полтора десятка лет «Тур де Франс» сотрясали скандалы, в которые оказались вовлечены практически все сильнейшие гонщики планеты. Долгое время исключением был семикратный победитель «Большой петли» американец Лэнс АРМСТРОНГ, что само по себе вызывало соммнения. Создавалось впечатление, что гонщика не трогали только потому, что иначе на приносящем огромные деньги профессиональном велоспорте можно было бы поставить жирный крест. Только когда американец во второй раз оставил большой спорт, выдвигаемым против него обвинениям дали ход. Когда давление на спортсмена стало невыносимым, он и сам признал свои грехи, прямо заявив, что без допинга добиться таких побед невозможно. Его лишили всех побед, а любителей спорта иллюзий, если таковые еще у кого-то и оставались.
23 - Спустя месяц после образования корпорации Ford Motor Company она выпустила в продажу свой первый автомобиль. В течение первого года своего существования компания произвела 1700 автомобилей.
30 - В Брюсселе начал работу второй съезд РСДРП, проходивший затем в Лондоне и завершившийся 23 августа. Фактически именно на этом съезде была образована партия, сразу же расколовшаяся на фракции большевиков и меньшевиков.

Август.

17 - Известный редактор и издатель газет Джозеф ПУЛИТЦЕР завещал Колумбийскому университету свое состояние на создание Школы журналистики при университете и учреждение премий в области журналистики, литературы и музыки «в целях содействия идеалам общественного служения, совершенствования общественной морали, развития американской литературы и прогресса в образовании». Школа была открыта в 1912 году, а Пулитцеровские премии вручаются с 1917 года. Ежегодно присуждается восемь премий в области журналистики (включая карикатуры и газетные фотографии), шесть в области литературы различных жанров, и одна в области музыки. Лауреату премии вручаются также 3 тыс. долларов.
23 - В Лондоне завершил работу Второй съезд РСДРП. Внутри партии появились фракции большевиков и меньшевиков.
29 - (16 августа по ст. ст.) Со стапелей Балтийского завода в Санкт-Петербурге спущен на воду броненосец «Слава», в ходе дальнейшей достройки переклассифицированный в линкор. Его экипаж отличился в декабре 1908 года, когда вместе с другими моряками русской эскадры пришел на помощь жителям разрушенного катастрофическим землетрясением итальянского города Мессина. А главные испытания пришлось выдержать в Первую мировую войну, защищая от проникновения германского флота Рижский залив.
29 - (16 августа по ст. ст.) Сергей Юльевич ВИТТЕ, днем ранее отправленный в отставку с поста министра финансов, назначен председателем Комитета министров. На следующий день он был введен в Государственный совет.
30 - (17 августа по ст. ст.) Венчание Александра БЛОКА и Любови МЕНДЕЛЕЕВОЙ в церкви села Тараканова.

Сентябрь.

10 - (28 августа по ст. ст.) В Санкт-Петербурге в крайне правой газете «Знамя» (редактор-издатель депутат Государственной думы Павел КРУШЕВАН) начала публиковаться «Программа завоевания мира евреями». Так в газете были названы «Протоколы сионских мудрецов» — фальшивка, основанная на плагиате. В 1864 году во Франции Морисом ЖОЛИ был написан памфлет «Диалог в аду между Монтескье и Макиавелли», направленный против режима НАПОЛЕОНА III. Памфлет и лег в основу «Протоколов», которые потом использовались антисемитами во всем мире. Ими прикрывались нацисты, на них ссылаются и их последыши.

Октябрь.

28 - (15 октября по ст. ст.) В Петербурге группой преподавателей и выпускников Академии художеств основано Общество архитекторов-художников. Его первым председателем был архитектор Павел СЮЗОР. Приостановившее свою деятельность в революционные годы, оно было восстановлено в 1922 году под руководством Леонтия БЕНУА. Общество прекратило свою деятельность в 1932 году в связи с созданием Союза советских архитекторов.

Ноябрь.

2 - Вышел первый номер английской газеты The Daily Mirror.
7 - (25 октября по ст. ст.) Антон ЧЕХОВ закончил работу над своей последней пьесой «Вишневый сад». В январе следующего года в день его рождения прошла ее премьера в Художественном театре.

Декабрь.

1 - На экраны вышел первый вестерн «Великое ограбление поезда».
17 - Начало авиационной эры. В Китти–Хок (шт. Северная Каролина) американские изобретатели братья Уилбер и Орвилл РАЙТ первыми поднялись в воздух на сконструированном ими самолете «Флайер–1».
       Старшему из братьев, Уилберу, было 36 лет, Орвиллу — 32 года. Еще мальчишками они так искусно конструировали воздушных змеев, что продавали их своим сверстникам. Начав строить планеры, они поняли, что научиться летать невозможно, если держишься в воздухе лишь секунды, максимум пару минут. Тогда они стали искать место, где дуют сильные ветры, нет холмов и склонов, заросших деревьями. В Бюро погоды, куда за советом обратились братья, им среди прочих мест порекомендовали пляж близ Китти–Хок в 1 милю шириной и протяженностью 60 миль, где осенью постоянные сильные ветры. Уже в 1900 году здесь были проведены успешные испытания запуска планера с грузом. Но первые же полеты с человеком на борту показали ошибочность прежних расчетов. Братья создали из старых ящиков аэродинамическую трубу и приступили к экспериментам над формой и размерами крыла. Новая модель имела подвижный вертикальный хвост, а в марте 1903 года Райты подали заявку на патент, в которой описали также возможность изменения отклонения горизонтальных кромок крыльев и рулевое управление, принципиальная схема которого не менялась в течение полувека.
       Осенью братья привезли в Китти–Хок летающую машину, имевшую двигатель. Первый самолет представлял собой биплан с размахом крыльев 12 м, пропеллером диаметром 2,6 м, весом 283 кг, его бензиновый двигатель весил 77 кг и развивал мощность 9 кВт. У него не было привычного нам шасси: взлетать следовало с двухколесной повозки, двигавшейся по рельсам. На песчаном пляже не было иного способа разогнать самолет. Несколько недель ушло на устранение поломки пропеллера, случившейся во время проверки двигателя. Наконец был определен день испытаний — 14 декабря. С помощью монетки определили, что первым в полет отправится Уилбер. Но сразу после взлета самолет упал, и пришлось взяться за его ремонт.
       Через три дня в его люльку устроился Орвилл. Пилоту приходилось лежать в ней ничком, сжимая рукоятку управления спуском и подъемом. Когда в 10 часов 35 минут машина взлетела, Орвилл обнаружил, что «управлять передним рулем довольно трудно, машину бросало то в одну, то в другую сторону». За 12 секунд полета было преодолено расстояние в 36 с половиной метров. Меняясь, братья совершили еще три полета, с каждым разом все дальше, но не подымаясь выше 3 м от земли. В полдень последний вылет совершил Уилбер, за 59 секунд преодолевший расстояние в 260 метров. При приземлении была сильно повреждена рама переднего руля, но через пару дней испытания можно было бы продолжать. Нарушил эти планы сильный порыв ветра, задравший крыло самолета и несколько раз перевернувший его. Люди чудом не пострадали, а аппарат подлежал полному восстановлению.
       Свидетелями исторических полетов стали пять человек, Джон ДЭНИЕЛС из береговой команды спасателей сделал снимки, а братья отправили телеграмму своему отцу в Дейтон, чтобы он сообщил местной прессе об их успехе. Но в родном городе изобретателей сочли новость малозначимой и отказались ее публиковать. Когда братья вернулись домой, никто их торжественно не встречал. Все же просочившееся в прессу сообщение многие сочли газетной уткой или ловким трюком для рекламы велосипедной мастерской Райтов. 59 секунд ни на кого не произвели впечатления, и никто не мог предвидеть, каким бурным окажется развитие авиации в ближайшие годы.
21 - Первым лауреатом французской литературной премии Академии Гонкуров стал Джон-Антуна НО с романом «Вражья сила».
30 - Не менее 605 человек погибли в Чикаго, когда во время музыкального спектакля «Синяя борода» в театре «Ирокез» возник пожар и началась паника среди 2000 зрителей.






















В подготовке страницы использованы материалы сайтов http://www.citycat.ru/historycentre/index.cgi; http://www.hrono.ru/; https://ru.wikipedia.org/wiki/