1910 год

Январь.

1 - Густав ЭЙФЕЛЬ продлил аренду возведенной им в 1889 года в Париже башни на 70 лет. По первоначальному договору 300-метровая Эйфелева башня, которую соорудили ко Всемирной выставке 1889 года, должна была быть демонтирована через 20 лет. Но наступала эпоха радио, которое первым для своих нужд использовали военные. Для них лучшей мачты, чем башня, придумать было нельзя. Чудовище и уродина была сохранена.
10 - В Санкт-Петербурге открылся первый Всероссийский съезд по борьбе с пьянством.
12 - Юная пара из Китая стала самыми молодыми родителями в истории - отцу было 9 лет, а матери - 8.
13 - Первыми операми, прозвучавшими в прямом радиоэфире, стали зачастую идущие вместе и поставленные на сцене «Метрополитен Опера» «Сельская честь» Пьетро МАСКАНЬЯ и «Паяцы» Руджеро ЛЕОНКАВАЛЛО. Солировали чешская певица Эма ДЕСТИН и итальянец Энрико КАРУЗО.
15 - Французское Конго стало называться Французской Экваториальной Африкой.
26 - Премьер-министр Великобритании Герберт Генри АСКВИТ, которого окружили разъяренные суфражистки, спасся только благодаря вмешательству полиции.
30 - В швейцарском Давосе мужчины в 15-й раз разыграли мировое первенство по фигурному катанию. В девятый раз чемпионом стал швед Ульрих САЛЬХОВ. На этот раз у него появился новый достойный соперник — немец Вернер РИТТБЕРГЕР. Женщины и спортивные пары состязались в феврале в Берлине.

Февраль.

3 - В Санкт-Петербурге, недалеко от Петропавловского собора, состоялась церемония официальной закладки мусульманской Соборной мечети, одной из самых крупных в Европе.
       На специальном помосте был выстроен павильон в виде шатра, декорированный гирляндами и цитатами из Корана. Для закладки были приготовлены мраморные кирпичи, серебряная закладная доска, серебряные лопатки, раствор. В начале церемонии организатор постройки мечети, писатель и публицист доктор богословия ахун Атаулла Баязитов (1841–1911) сказал: «Мечеть наша будет красивой и послужит славой архитектуре и красой городу. Такой Мечети, какая будет в Петербурге, нет ни в Париже, ни в Лондоне». Первый камень был заложен эмиром Бухарским, прибывшим с визитом в Петербург в год 25-летия своего правления. Эмир пожертвовал 350 тысяч рублей на выкуп земельного участка под постройку и еще 100 тысяч — на само строительство мечети, привлек к этому делу и бухарских купцов, собравших более 200 тысяч рублей.
4 - В этот год женщины и спортивные пары разыграли чемпионат мира по фигурному катанию в Берлине.
       Мужчины соревновались отдельно и провели свое первенство в январе в Давосе. В Берлин приехало всего две спортсменки и три пары. В третий раз победила венгерка Лили КРОНБЕРГЕР, а среди пар вернули себе первенство немцы Анна ХЮБЛЕР и Генрих БУРГЕР.
9 - Спущен на воду эсминец «Парраматта», первый корабль австралийских ВМС.
10 - Вничью завершился в Берлине матч за мировую шахматную корону между чемпионом Эммануилом ЛАСКЕРОМ и оспаривавшим звание Карлом ШЛЕХТЕРОМ.
       Первые 5 партий начавшегося 7 января матча игрались на родине претендента в Вене. После 4 ничьих Шлехтер выиграл 5-ю партию. Когда соперники перебрались в Берлин, он до последнего дня продолжал вести в счете, так как следующие 4 поединка вновь не выявили победителя. Ласкер, удерживавший титул 16-й год, впервые оказался на грани проигрыша. Игравший последнюю партию черными, Шлехтер сначала упустил победу, а потом прошел и мимо ничьей, позволив чемпиону сравнять счет и сохранить свое звание. Некоторые историки шахмат полагают, что подобное фиаско объясняется тем, что для победы в мачте Шлехтер должен был добиться преимущества в 2 очка, хотя свидетельств, доказывающих наличие такого условия, нет.
11 - В Милане художники Умберто БОЧЧОНИ, Карло КАРРА, Луиджи РУССОЛО, Джакомо БАЛЛА и Джино СЕВЕРИНИ вслед поэту Филиппо МАРИНЕТТИ, выступившему годом ранее с «Манифестом футуризма», опубликовали свой «Технический манифест футуристической живописи».
14 - В Белграде образован Национальный олимпийский комитет (НОК) Сербии. Главным организатором и секретарем комитета стал капитан (впоследствии генерал) Светислав ДЖУКИЧ. В 1912 году он будет избран членом Международного олимпийского комитета, два сербских спортсмена примут участие в V Олимпийских играх, проходивших в Стокгольме. После мировой войны НОК Сербии войдет в состав образованного НОК Югославии.
20 - (7 февраля по ст. ст.) Прошел первый чемпионат России по лыжным гонкам. Дистанцию в 30 верст выиграл Павел БЫЧКОВ.
23 - В Филадельфии состоялись первые состязания между радистами. Оценивались скорость и точность передаваемой ими морзянки.

Март.

3 - Вышел первый номер самого знаменитого из авангардистских журналов - «Штурма», основанного Гервартом ВАЛЬДЕНОМ.
8 - В Англии Королевский аэроклуб выдал первое удостоверение пилота Чарльзу МУРУ-БРАБАЗОНУ, а во Франции Элиза де ЛЯРОШ стала первой женщиной, удостоившейся подобной чести. Англичанин потом стал лордом, а француженка баронессой.
       Француженка Элиз де Ларош (1886–1919), совершив экзаменационный полет, стала первой женщиной-пилотом, обладающей лицензией на управление аэропланом. Летному мастерству ее обучал главный конструктор парижской фирмы «Вуазен» на самолете, который был построен этой компанией. А свой первый полет дальностью 300 м она совершила еще 22 октября 1909 года. То, что лицензия была выписана ей в «женский день», является только совпадением, поскольку такого праздника тогда еще не существовало.
8 - Михаил Никифорович Ефимов совершил первый в России успешный полет, поднявшись над Одесским ипподромом на французском аэроплане «Фарман». В первый же день он осуществил пять полетов, из них два с пассажирами, которыми стали два главных спонсора аэроклуба — Ксидиас и предприниматель Артур Анатра, будущий создатель первого в России авиазавода. Это произошло через три дня после первого успешного полета Гудини над Австралией,
       В тот момент Ефимову было 28 лет — на семь лет меньше, чем Гудини, и летать он не перестал. В последующие годы он выиграл множество международных премий, стал выдающимся преподавателем летного дела, разбогател, был возведен в дворянство, храбро сражался на румынском фронте в Первую мировую, а в 1917 году встал на сторону большевиков. В августе 1919 года Ефимова убил выстрелом в затылок белогвардейский офицер — в той самой Одессе, кумиром которой летчик был девять лет назад.
10 - В Китае запрещено рабство. 
10 - На экраны вышел фильм Дэвида Уорка ГРИФФИТА «В старой Калифорнии». Сам по себе он не примечателен по сравнению с другими работами мастера, но положил начало развитию центра киноиндустрии США. Режиссер снимал историю любви испанской девушки и будущего губернатора Калифорнии близ Лос-Анджелеса. Местечко Голливуд с разнообразным ландшафтом превратилось в излюбленное место кинематографистов, сюда стали переезжать все киностудии.
20 - (7 марта по ст. ст.) На ипподроме в Риге открылась первая в царской России выставка летательных аппаратов. Она продолжалась несколько месяцев и вызвала огромный интерес. 
28 - В Марселе поднялся в воздух первый гидроплан. 
28 - (15 марта по ст. ст.) 17-летняя Марина ЦВЕТАЕВА написала письмо Валерию БРЮСОВУ. Поводом послужила случайная встреча в книжном магазине Вольфа на Кузнецком, когда она услышала оброненные классиком слова, что он не является поклонником французского поэта РОНСАРА. 

Апрель.

3 - Впервые покорена высочайшая вершина Северной Америки Мак-Кинли (6193 м) на Аляске.
5 - Во Франции запрещены поцелуи... на железной дороге. Причиной запрета были названы возникавшие при прощании задержки с отправлением поездов.

Май.

4 - (21—25 апреля по ст. ст.) C 4 по 8 мая в Петербурге прошел Всероссийский съезд по борьбе с торгом женщинами. Инициатором его созыва был комитет Российского общества защиты женщин. Председательствовал на съезде доктор медицины, член 3-й Государственной думы Василий Константинович ФОН АНРЕП.
8 - (25 апреля по ст. ст.) В Николаевской церкви села Никольская Слободка прошел обряд венчания Николая ГУМИЛЁВА с потомственной дворянкой Анной Андреевной ГОРЕНКО, более известной под псевдонимом АХМАТОВА. Через неделю супруги отправились в свадебное путешествие в Париж, а уже осенью Гумилев отправляется в очередное путешествие в Африку.
14 - (1 мая по ст. ст.) В России вступило в силу Международное соглашение об автомобильном движении, подписанное ее представителем в октябре предыдущего года.
29 - В этот день прошло состязание в скорости между аэропланом и поездом. Первым расстояние между Олбани и Нью-Йорком преодолел летающий аппарат, которым управлял Гленн КЕРТИСС, получивший приз в 10 000 долларов. 
29 - В Петербурге сформирована первая учебная рота — центр подготовки военных водителей и автотехников, положивший начало системе автотехнического обеспечения российской армии. В 2000 году в честь этого события приказом министра обороны РФ учрежден День военного автомобилиста.

Июнь.

2 - В голландской Новой Гвинее обнаружено племя пигмеев.
5 - (23 мая по ст. ст.) С полетов самолетов конструкторов Александра КУДАШЕВА и Якова ГАККЕЛЯ началась самостоятельная история российской авиации.
       Своих первых авиаторов Россия готовила во Франции. За рубежом (во Франции, США, Германии) приобретались и первые самолеты, на которых с 1909 года в российское небо стали подниматься вместе с иностранцами свои пилоты, которых поначалу звали летунами. Но подлинное развитие национальной авиации началось с появлением аэропланов отечественной конструкции. Первым в воздух 5 июня поднялся киевский инженер путей сообщения Александр КУДАШЕВ на биплане собственной конструкции «Кудашев–1». Он оторвался от земли метра на три и пролетел несколько десятков метров. Полет выполнялся без предупреждения и потому не был зарегистрирован. Императорским Всероссийским аэроклубом официально признан первым состоявшийся на следующий день на Гатчинском аэродроме полет самолета «Гаккель–III» Якова ГАККЕЛЯ. Он преодолел по прямой около 200 м.
       Вскоре судьба привела обоих изобретателей в Ригу. И это неудивительно, так как латвийская столица тогда была третьим по промышленному производству и седьмым по численности городом империи, ее порт — крупнейшим в стране, а предприятия входили в число лучших в мире. Строившиеся на Русско–Балтийском вагонном заводе автомобили побеждали в международных автогонках, здесь Александр ПОРОХОВЩИКОВ в Первую мировую войну создал первый в мире танк, но еще ранее построил свой первый самолет, на котором поднялся в воздух летом 1911 года.
Но он не был единственным, и Рига по праву может считаться одним из центров, где создавалась российская авиация. Завод «Мотор» (директор Теодор КАЛЕП) одним из первых в России наладил производство самолетов и моторов к ним, начав выпуск модифицированных самолетов «Райт». Тем же летом 1910 года, но неделей позже прошло испытание первого заводского самолета, завершившееся аварией. Первый полет над Ригой заводской пилот М. ТРАУТМАН совершил в январе 1911 года. Пытались построить в Риге свои самолеты Эдуард ПУЛЬПЕ, Карлис СКАУБИТС, гимназист РОЗЕНТАЛЬ. Даже когда «Руссо–Балт» был переведен в Петербург, уровень работ по авиации не снизился: в Риге организовали свои мастерские знаменитый пилот–спортсмен Владимир СЛЕСАРЕНКО и его жена Лидия ЗВЕРЕВА — первая русская летчица. Также в Риге располагался завод Коха, выпускавший лучший аэролак, обеспечивавший отличное натяжение самолетного полотна.
       Кудашев построил и испытал весной следующего года в Риге на «Руссо–Балте» свой последний самолет, а Гаккель тогда же создал здесь первый в России самолет–амфибию «Гаккель–V». Всего Гаккель построил 9 типов самолетов, на его машинах были совершены первые междугородные перелеты в России. Две последние его модели не смогли пройти всех испытаний. Только годы спустя выяснилось, что конкуренты подкупили механика Гаккеля, выводившего из строя самолетные двигатели серной кислотой. Когда конструктор исчерпал все личные средства, а его ангар по невыясненной причине сгорел, он прекратил работу над авиапроектами, но позже еще раз прославил свое имя как создатель одного из первых в мире тепловозов.
6 - (24 мая по ст. ст.) На Гатчинском аэродроме пилот Василий БУЛГАКОВ на самолете «Гаккель-III» пролетел около 200 м по прямой. С состоявшегося днем ранее в Киеве полета аэроплана Александра КУДАШЕВА и данного успешного испытания самолета Якова ГАККЕЛЯ началась самостоятельная история российской авиации.
       Своих первых авиаторов Россия готовила во Франции. За рубежом (во Франции, США, Германии) приобретались и первые самолеты, на которых с 1909 года в российское небо стали подниматься вместе с иностранцами свои пилоты, которых поначалу звали летунами. Но подлинное развитие национальной авиации началось с появлением аэропланов отечественной конструкции. Полет Кудашева выполнялся без предупреждения и потому не был зарегистрирован Императорским Всероссийским аэроклубом, который официально признал первым полет Булгакова на самолете Гаккеля.
       Вскоре судьба привела обоих изобретателей в Ригу. И это неудивительно, так как город тогда была третьим по промышленному производству, седьмым по численности в империи, рижский порт — крупнейшим в стране, а предприятия входили в число лучших в мире. Строившиеся на Русско-Балтийском вагонном заводе автомобили побеждали в международных автогонках, здесь Александр ПОРОХОВЩИКОВ в Первую мировую войну создал первый в мире танк, но еще ранее построил свой первый самолет, на котором поднялся в воздух летом 1911 года. Но он не был единственным, а Рига по праву может считаться одним из центров, где создавалась российская авиация. Завод «Мотор» (директор Теодор КАЛЕП) одним из первых в России наладил производство самолетов и моторов к ним, начав в 1910 году выпуск модифицированных самолетов «Райт».
       Неделей позже Кудашева и Гаккеля здесь прошло испытание первого заводского самолета, завершившееся аварией. Первый полет над Ригой заводской пилот М. ТРАУТМАН совершил в январе 1911 года. Пытались построить в Риге свои самолеты Эдуард ПУЛЬПЕ, Карлис СКАУБИТС, гимназист РОЗЕНТАЛЬ. Даже когда «Руссо-Балт» был переведен в Петербург уровень работ по авиации не снизился: в Риге организовали свои мастерские знаменитый пилот-спортсмен Владимир СЛЕСАРЕНКО и его жена Лидия ЗВЕРЕВА — первая русская летчица. Также в Риге располагался завод Коха, выпускавший лучший аэролак, обеспечивавший отличное натяжение самолетного полотна.
       Кудашев построил и испытал весной следующего года в Риге на «Руссо-Балте» свой последний самолет, а Гаккель тогда же создал здесь первый в России самолет-амфибию «Гаккель-V». Всего Гаккель построил 9 типов самолетов, на его машинах были совершены первые междугородние перелеты в России. Две последние его модели не смогли пройти всех испытаний. Только годы спустя выяснилось, что конкуренты подкупили механика Гаккеля, выводившего из строя самолетные двигатели серной кислотой. Когда конструктор исчерпал все личные средства, а его ангар по невыясненной причине сгорел, он прекратил работу над авиапроектами, но позже еще раз прославил свое имя, как создатель одного из первых в мире тепловоза.
9 - Начало самого длительного в истории путешествия послания в бутылке. Записка, брошенная за борт в бутылке из-под лосьона одним из пассажиров корабля «Араватта» у берегов Австралии, была обнаружена на острове Мортон 6 июня 1983 года.
19 - В американском городе Спокан (шт. Вашингтон) впервые отпразднован День отца.
       Его инициатором стала Сонора СМАРТ (в замужестве ДОДД). Ее мать умерла после рождения шестого ребенка, и отец в одиночку вырастил всех детей. Миссис Додд решила отметить память своего отца Уильяма Смарта специальной службой в день его рождения 6 июня, но священник не успевал подготовить все необходимое для нее и провел ее позже — 19 июня. С тех пор в штате каждое третье воскресенье июня стал отмечаться День отца. Эта идея была подхвачена в других штатах, было организовано движение за введение праздника на государственном уровне. В 1916 году президент Вудро ВИЛЬСОН одобрил саму идею, в 1924 году президент Калвин КУЛИДЖ поддержал ее в национальном масштабе с целью установления более тесных отношений между отцами и детьми и осознания первыми важности их обязательств перед последними, а в 1966 году президент Линдон ДЖОНСОН установил празднование Дня отца в третье воскресенье июня.
25 - В парижской Гранд-Опера прошла премьера балета Игоря СТРАВИНСКОГО «Жар-птица», после успеха которой он вошел в ряд самых одаренных композиторов XX века, что подтвердил всем дальнейшим своим творчеством.

Июль.

17 - (4 июля по ст. ст.) В Риге в присутствии императора НИКОЛАЯ II состоялась торжественная церемония открытия памятника ПЕТРУ I.
       Два века назад шведский гарнизон Риги сдался фельдмаршалу Борису ШЕРЕМЕТЕВУ, а город принес присягу царю Петру I. В честь этого события и был возведен монумент на пожертвования рижских жителей и дворянства губернии. Бронзовую конную статую отлили в Берлине по проекту скульптора Густава ШМИТД-КАССЕЛЯ. Она была установлена в начале Александровского бульвара, напротив главного въезда в старый город (на месте нынешнего памятника Свободы). В 1-ю мировую войну памятник решили отправить в Петроград, но пароход, на котором его везли был потоплен. Поднятая в 1934 с морского дня, статуя была выкуплена у эстонцев и долго валялась в разобранном виде на территории одного их рижских заводов. К 800-летию города памятник был отреставрирован предпринимателем Евгением ГОМБЕРГОМ, выставлен в парке Кронвальда и пользовался большим успехом у жителей и гостей столицы Латвии. С тех пор городская власть никак не может решить вопрос с памятником, забывая 200-летнюю историю города, когда он стал третьим по значению в Российской империи и возникло немыслимое при немцах или шведах движение латышского национального возрождения.

Август.

9 - Житель Чикаго Альва ФИШЕР запатентовал электрическую стиральную машину. Существовавшие ранее машины приводились в движение руками.
12 - (30 июля по ст. ст.) Первый полет первого российского военного дирижабля «Кречет», созданного под руководством профессора Военно-инженерной академии генерала Нила КИРПИЧЁВА.
       В испытательных полетах была достигнута скорость 43 км/час, продемонстрирована хорошая управляемость, и «Кречет» был принят на вооружение. Дирижабль передали в 9-ю воздухоплавательную роту, дислоцированную в Риге. Командиром воздушного корабля был назначен С. КОВАЛЕВСКИЙ.
28 - (15 августа по ст. ст.) Начался автопробег по маршруту Петербург — Неаполь — Петербург на автомобилях «Руссо-Балт», построенных на рижском Русско-Балтийском вагонном заводе.
       Их строили по проекту бельгийского инженера Жюльена ПОТТЕРА, специально приглашенного в Ригу с этой целью. Первые машины вышли из заводских ворот всего годом ранее, и с них началось серийное производство автомобилей в России. Первая модель вышла в количестве 3 машин и сразу успешно прошла испытание в автопробеге Петербург — Рига — Петербург.
       Вместе с со спортсменами-автомобилистами в путь отправился фотограф и один из пионеров российского кинематографа Виктор БУЛЛА, вместе с братом и помощником-оператором запечатлевший пробег на пленку. Его главным героем стал редактор журнала «Автомобиль» и опытнейший автомобилист Андрей НАГЕЛЬ, сумевший заехать на своем «Руссо-Балте С24-30» по труднопроходимой дороге на Везувий.
       18 октября участники пробега вернулись обратно. Они жаловались на невозможное состояние дорог в Италии, где им пришлось месить грязь и тонуть в выбоинах на всем пути от Рима до Неаполя. В журнале «Нива» были помещены репортаж и снимки. Как констатировалось в журнале, «этот пробег русских туристов на русских автомобилях был выполнен более, чем удачно, и послужил к тому, что за границей всерьез заинтересовались русским автомобильным строительством».
       Реклама автомобилей «Руссо-Балт» особо подчеркивала, что их создавали для российских дорог и изготавливали из российских материалов. Машины не раз принимали участие в международных автопробегах, получая призы за выносливость, их награждали Золотыми медалями выставок, поставляли в Императорский гараж. С началом Первой мировой войны производство в Риге было свернуто, а завод эвакуирован: автомобильная часть — в Петроград и Москву, вагонная — в Тверь.
29 - Аннексия Кореи Японией.
       Положила конец существованию Кореи как независимого государства публикация Корейско-японского договора о соединении, который неделей ранее с согласия императора СУНЧЖОНА подписал корейский премьер ЛИ Ванъён. Все международные договоры, заключенные Кореей ранее, были аннулированы. Прекратилось издание книг и газет на корейском языке. Указом японского императора в Корее было учреждено генерал-губернаторство, которое возглавлял японец. Первым генерал-губернатором стал Тераути МАСАТАКЭ.

Сентябрь.

17 - В Лондоне врачи высказали предположение, что если количество лунатиков будет увеличиваться такими же темпами, как прежде, то через 40 лет число безумных людей станет больше разумных.
21 - В Михайловском манеже в Санкт-Петербурге открылась первая Всероссийская выставка молочного скота. Одной из золотых медалей на ней был удостоен племенной козел швейцарской заанентальской породы ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ.
23 - Перуанский летчик Хорхе «Гео» ЧАВЕС совершил первый перелет через Альпы.
       «Безумству храбрых поем мы песню» — эти слова Максима Горького как нельзя лучше подходят первым покорителям воздуха. Не денежные призы, слава и почести двигали ими, а стремление доказать, что человеку доступно все. Аэроклуб Италии установил приз в 20 000 долларов тому, кто сумеет пролететь над Симплонским перевалом между швейцарской деревушкой Бриге и итальянским местечком Домодоссола неподалеку от Милана. Первоначально вызов решили принять восемь пилотов, но осмотрев маршрут трассы, окружавшие перевал горные пики, окутанные облаками, большинство из них решило не рисковать. 23-летний Чавес впервые вылетел 19 сентября, но, обнаружив плотные тучи над перевалом, был вынужден повернуть назад. В пятницу, 23 сентября, долина реки Роны купалась в солнечных лучах, на горных вершинах искрился свежевыпавший снег. «Что бы ни случилось, но я окажусь на другой стороне Альп», — сказал Чавес, садясь в кабину своего «Блерио». Набрав кругами высоту, он направился в сторону трассы. Собравшиеся на дороге многочисленные зрители (пилот должен был пройти над контрольными точками) видели, как летчик сражался с воздушными потоками, старался обойти снежные облака в окружении гор. Когда самые опасные участки были пройдены и конечная цель была уже близка, на высоте 30 метров его самолет вдруг рухнул вниз. На земле одним показалось, что он был опрокинут порывом ветра, другим — что крылья самолета просто переломились. Пилота вытащили из обломков, но он, так и не приходя в сознание, спустя четыре дня скончался.
29 - Французский авиатор ТАБЮТО первым совершил перелет через Пиренеи.

Октябрь.

2 - В Милане произошло первое столкновение в воздухе двух самолетов.
3 - В чикагском «Аудиториуме» оперой Джузеппе ВЕРДИ «Аида» открылась городская Grand Opera. Она просуществовала пять лет.
5 - В Португалии свергнута королевская власть и провозглашена республика.
12 - Первый кинотрюк — каскадер прыгал в Гудзон из горящего воздушного шара.

Ноябрь.

14 - В Норфолке (США) первый аэроплан взлетел с палубы крейсера.
20 - Начало Мексиканской революции 1910 — 17 гг.

Декабрь.

3 - На Парижской автовыставке впервые продемонстрирована неоновая лампа, изобретенная французским физиком Жоржем КЛОДОМ.
10 - В Нью-Йорке под управлением ТОСКАНИНИ состоялась премьера оперы Джакомо ПУЧЧИНИ «Девушка с Запада». Партию Джонсона исполнил КАРУЗО. Спектакль прошел в триумфальным успехом. В СССР опера шла под названием «Девушка из Калифорнии».
21 - Взрыв на шахте Халтон (около Болтона, графство Ланкашир) унес жизни 344 человек (вторая по количеству жертв авария в британской истории). Выжил лишь один 16-летний подросток. Эта шахта считалась одной из самых современных и наилучшим образом оборудованных в Великобритании, но статистика предыдущих 30 лет свидетельствовала, что в угольной отрасли в год происходит около 1000 разного рода происшествий, в среднем каждый день гибнут 4 шахтера, а 517 получают разного рода травмы.
22 - Россия представила Китаю проект сооружения железной дороги от озера Байкал до Пекина, пролегающую через пустыню Гоби.





В подготовке страницы использованы материалы сайтов http://www.citycat.ru/historycentre/index.cgi; http://www.hrono.ru/; https://ru.wikipedia.org/wiki/