История «Оскаров»

       Историю и сегодняшний день мирового кино невозможно представить без кинематографической премии «Оскар» («Отличительная награда» «Академии кинематографических искусств и наук» за заслуги). Это самая старая и престижная награда в области киноискусства на нашей планете. Победа в любой из ее номинаций — высшая точка в кинокарьере человека, олицетворение профессионального успеха.
      Учредила эту награду в 1927 году «Академия кинематографических искусств и наук». Создание самой академии было задумано в ноябре 1926 года, Луисом Б. Майером, главой компании «Metro-Goldwyn-Mayer» (MGM). Он задумал создать организацию, которая выступала бы посредником в профессиональных спорах кинематографистов и улучшала сам образ индустрии.
      Однажды воскресным вечером, Майер и три других студийных воротилы — актёр Конрад Нэйджел, режиссёр Фред Нибло и глава Ассоциации кинопродюсеров Фред Битсон решили поговорить об этом. Возникла идея элитного клуба и  организация ежегодного банкета. О наградах пока разговора не было. Собеседники также постановили, что членство в их организации должно быть открыто только для представителей пяти профессиональных кинематографических категорий: актёров, режиссёров, сценаристов, операторов и продюсеров.
      После этой встречи Майер собрал группу из тридцати шести влиятельных представителей киноиндустрии и пригласил их на официальный банкет, который должен был пройти 11 января 1927 года в лос-анджелесском отеле «Амбассадор». Там он и объявил собравшимся о своём решении создать американскую академию кинематографических искусств и наук, которая будет открыта для всех внёсших свой достойный вклад в кинематограф. Таким образом, гости, находившиеся на этом банкете, стали основателями «Академии». Дуглас Фербенкс-старший был избран первым  президентом. Он и предложил учредить приз для чествования выдающихся достижений в мире кино – «Награду академии за заслуги». Сценарист Фрэнк Вудс был избран секретарём.
       4 мая 1927 года Академия стала легальной корпорацией, правительство штата Калифорния предоставило ей некоммерческий статус.
      Основные цели «Академии», утверждённые тридцатью шестью её членами в 1927 году
1. Академия примет агрессивное участие в митингах против несправедливых действий, связанных с кинематографом.
2. Академия будет способствовать гармонии и солидарности среди её состава и других отраслей.
3. Академия постарается согласовывать внутренние разногласия, которые уже существуют или будут возникать.
4. Академия будет прибегать к таким путям и средствам, которые бы подошли для дальнейшего благополучия, защиты чести и хорошей репутации кинопрофессий.
5. Академия собирается поощрять улучшение и продвижение искусств и наук кинопрофессий путём обмена конструктивными идеями и награждением специальными премиями за отличительные достоинства.
6. Академия примет меры для разработки крупной силы и влияния киноэкрана.
7. Академия предлагает делать для кинопрофессий то, что остальные международные организации делают для других искусств, наук и промышленностей.
      Сегодня «Академия» объединяет более 6 000 профессионалов киноиндустрии. Несмотря на то, что большинство академиков проживает в Соединённых Штатах, возможность присоединиться к ней открыта для деятелей кино всего остального мира. 32-ым Президентом «Академии» с 2012 года является продюсер Хок Кох.
      Основатели «Академии»: Актёры ( Ричард Бартелмесс, Гарольд Ллойд, Конрад Нейджел, Мэри Пикфорд, Милтон Силлс, Дуглас Фэрбенкс, Джек Хольт). Продюсеры (Фред Битсон, Сид Громан, Чарльз Х. Кристи, Джесси Луис Ласки, М. С. Леви, Луис Б. Майер, Гарри Рапф, Ирвинг Тальберг, Гарри Уорнер, Джек Уорнер, Милтон Хоффман, Джозеф М. Шенк). Режиссёры (Сесиль Блаунт де Милль, Генри Кинг, Фрэнк Ллойд, Фред Нибло, Джон М. Стал, Рауль Уолш). Сценаристы (Фрэнк Э. Вудс, Бенджамин Глейзер, Джини Макферсон, Бесс Мередит, Кэри Уилсон, Джозеф Фарнхэм). Технические работники (Дж. Артур Болл, Седрик Гиббонс, Рой Дж. Померой). Юристы (Джордж У. Коэн, Эдвин Лоуб).
      Президенты избираются сроком на один год и не могут быть избраны более, чем на четыре срока подряд.
      Президенты «Академии»: Дуглас Фэрбенкс (1927—1929), Уильям де Милль (1929—1931), М. С. Леви (1931—1932), Конрад Нейджел (1932—1933), Дж. Теодор Рид (1933—1934), Фрэнк Ллойд (1934—1935), Фрэнк Капра (1935—1939), Уолтер Вангер (1939—1941, 1941—1945), Бетт Дэвис (1941; ушла с должности через два месяца), Джин Хершолт (1945—1949), Чарльз Брэкетт (1949—1955), Джордж Ситон (1955—1958), Джордж Стивенс (1958—1959), Б. Б. Кахейн (1959—1960), Валентайн Дейвис (1960—1961), Уэндел Кори (1961—1963), Артур Фрид (1963—1967), Грегори Пек (1967—1970), Дэниел Тарадаш (1970—1973), Уолтер Мириш (1973—1977), Говард У. Кох (1977—1979), Фэй Канин (1979—1983), Джин Аллен (1983—1985), Роберт Уайз (1985—1988), Ричард Кан (1988—1989), Карл Молден (1989—1992), Роберт Реме (1992—1993, 1997—2001), Артур Хиллер (1993—1997), Фрэнк Пирсон (2001—2005), Сид Гэнис (2005—2009), Том Шерак (2009—2012), Хок Кох (2012 — настоящее время).
      Название «Оскар» появилось только на 6-ой церемонии в 1939 году. По самой распространенной версии, своим названием премия обязана знаменитому восклицанию исполнительного секретаря Академии Маргарет Херрик, воскликнувшей при виде статуэтки: «Да он же похож на моего дядю Оскара!».
      В тоже время  актриса Бетти Дэвис неоднократно заявляла, что она была первым человеком, кто прозвал статуэтку «Оскаром», так как она напоминала ей её тогдашнего супруга музыканта Хармона Оскара Нельсона-младшего.
      Библиотекарша Маргарет Херрик, позже принявшая на себя полномочия исполнительного секретаря Академии, рассказывала, что следующий случай произошёл с ней прямо в её первый день работы, в 1931 году. После того, как она впервые взяла в руки статуэтку, она посмотрела на неё очень пристально, и воскликнула: «Да это же мой дядя Оскар!» (Оскар Пирс, на самом деле, был её вторым кузеном, а не дядей). Обозреватель Сидни Сколски, присутствовавший при этом, написал об этом в своей газете, в самом конце упомянув: «Сотрудники Академии ласково кличут свою знаменитую статуэтку «Оскаром». Однако, согласно Сколски, он был первым, использовавшим это слово по следующей причине: «Я устал писать о безликой статуэтке в своей статье. Я хотел дать парню имя, не только для того, чтобы было легче писать, но и дабы предоставить ему личность. Я подумал, что „Оскар“ не будет слишком величавым, коими являлись церемонии».
      Статуэтка «Оскара» имеет высоту 34 см и весит 3,85 кг. Изначально для основания использовался бельгийский черный мрамор, но после 1945-го полностью перешли на металл. Сейчас «Оскаров» отливают из британия (сплава олова и свинца), затем покрывают последовательно медью, никелем, серебром и, наконец, золотом. Этим на протяжении вот уже тридцати лет занимается небольшая чикагская литейная фабрика «Р. С. Оуэнс».
      «Рецепт сплава» не разглашается. По одним данным ее делают из олова, меди и сурьмы, а затем гальваническим способом покрывают слоями меди, никеля, серебра и 24-каратного золота. По другим данным, изготавливается из оловянно-свинцового сплава «британниум», из которого отливаются вручную. «Оскар» стоит на постаменте из черного мрамора. Согласно легенде, создатель образа Оскара Седрик Гиббонс набросал её эскиз в блокноте во время одного из нудных собраний. По некоторым оценкам, каждая статуэтка обходится академии от 500 до 700 долларов. Ежегодно Академия заказывает от 50 до 65 новых статуэток, так как в некоторых случаях премию одной категории получают сразу несколько человек.

Год без «Оскара»

          За всю историю премии лишь однажды случилось так, что год прошел без «Оскара».
          Это было в 1933 году. Но связан был такой пробел не с финансовыми трудностями или же политической ситуацией в США, а с хронологической путаницей. Дело в том, что до сих пор каждая церемония рассматривала фильмы, вышедшие на экран с августа года, предшествовавшего ей, до июля текущего года. Период для 6-й церемонии составил семнадцать месяцев — с 1 августа 1932 года по 31 декабря 1933 года, а сама она состоялась 16 марта 1934-го. С этого момента вручение премий происходит каждую весну за достижения в кинематографе, свершившиеся в предыдущем календарном году. В течение порядка 70 лет это торжественное мероприятие несменяемо приходилось на конец марта — начало апреля. И только начиная с 2004 года церемонию сдвинули на конец февраля — начало марта.
          Были у «Оскара» и грустные, траурные годы. Несмотря на то, что во время Второй мировой войны «золотые» статуэтки все равно раздавались ежегодно, без сбоев, конечно же, не обошлось без трудностей. Помимо того, что это были не самые веселые церемонии, с 1943-го по 1945 годы эпитет «золотой» утратил свое буквальное значение: всем лауреатам вручались гипсовые «Оскары» в целях военной экономии.
          Во время Второй мировой войны вместо металлических статуэток использовались гипсовые, так как любой кусок металла нужен был на фронте. После окончания военных действий Академия вернулась к золоту. Победители награждались премией безо всяких взносов, из-за чего Академия была вынуждена делать дополнительные дубликаты для случаев с потерями, кражами или продажами. Авторские права на «Оскар» были зарегистрированы киноакадемией в 1941 году.
          Чтобы избежать дефицита, Академия, помимо собственного производства, ежегодно заказывает 50 статуэток в компании Southern California Trophy, где выпускать их стали ещё в 1930 году. Невзирая на то, что всего существует 24 номинации, бывали и случаи, когда премия по результатам голосования разделялась между двумя актёрами, сценаристами или техниками. Академики не забывают и о почётных «Оскарах», вручающихся за значительные достижения в области кинематографа. Примечательно, что сразу же после того, как все номинации объявляют в театре Сэмюэля Голдвина, стартует подсчёт максимального числа наград, которые могут быть выданы.
          Специально для церемонии вручения премии композитор Джерри Голдсмит написал официальный гимн «Фанфары для «Оскара».
Первое вручение премии состоялось 16 мая 1929 года (за фильмы 1927-1928 годов). Церемония награждения была названа «Academy Awards». Тогда фильмы были представлены в двенадцати номинациях.
          Первым лучшим фильмом стала картина «Крылья» Уильяма Уэллмана. Специального приза был удостоен Чарли Чаплин за «Цирк». Через год событие освещало большое количество журналистов, прошла первая трансляция по радио. В 1953 году церемония вручения «Оскара» впервые транслировалась по черно-белому телевидению, в 1966-м – по цветному. Сейчас торжество церемонии стараются не пропустить сотни миллионов любителей кинематографа.
          Кандидаты на получение Оскара выдвигаются своими коллегами по киноиндустрии. Победители определяются тайным голосованием членов академии. Каждому победителю вручается позолоченная статуэтка «Оскара» придуманная художником Седриком Гиббонсом и скульптором Джорджем Стэнли. Она изображает фигурку рыцаря, держащего перед собой меч, стоящего на катушке с кинопленкой, пять спиц которой символизируют пять самых первых гильдий академии – актеров, режиссеров, продюсеров, кинотехников и сценаристов.
          Каждая отрасль голосует по своей категории (актёры выбирают лучшую актрису, лучшего актёра, лучшую актрису второго плана, лучшего актёра второго плана и т. д.). Специальные группы голосования вне киноакадемии создаются для выбора номинантов и победителей в категориях «лучший документальный фильм», «лучший фильм на иностранном языке», «лучший грим», «лучшие короткометражные фильмы», «лучший монтаж звука» и «лучшие специальные эффекты». Все члены Киноакадемии голосуют только по одной категории - «лучшая картина».

Номинации премии «Оскар»:

Кинопремия «Оскар» вручается по 24 основным номинациям:
Лучший фильм года - с 1928;
Лучшая мужская роль - с 1928;
Лучшая женская роль - с 1928;
Лучшая работа художника-постановщика/декоратора - с 1928;
Лучшая операторская работа - с 1928;
Лучшая режиссура - с 1928;
Лучший сценарий-адаптация - с 1928;
Лучший звук - с 1930 (с 1930 по 1968 гг. награда присуждалась студиям, с 1969 - конкретным людям, записывающим звук);
Лучший анимационный короткометражный фильм - с 1931;
Лучший художественный короткометражный фильм – с 1932;
Лучшая музыка - с 1934;
Лучшая песня - с 1934;
Лучший монтаж - с 1935;
Лучшая мужская роль второго плана - с 1936;
Лучшая женская роль второго плана - с 1936;
Лучшие визуальные эффекты - с 1939;
Лучший оригинальный сценарий - с 1940;
Лучший документальный полнометражный фильм – с 1943;
Лучший документальный короткометражный фильм – с 1943;
Лучший дизайн костюмов - с 1948;
Лучший фильм на иностранном языке - с 1956;
Лучший звуковой монтаж - с 1963;
Лучший грим - с 1981;
Лучший анимационный полнометражный фильм - с 2001.
          Помимо основных номинаций, "Оскары" вручаются также и в специальных номинациях. Их обладатели определяются специально созданным комитетом Академии и вручаются вне основной церемонии. В настоящее время таких номинаций 4:
Мемориальная награда имени Ирвинга Тальберга, вручаемая за выдающийся продюсерский вклад в развитие кинопроизводства;
Гуманитарная награда имени Джин Хершолт, вручаемая персоне, так или иначе связанной с кинематографом, за выдающиеся гуманистические достижения;
          Почетный «Оскар», вручаемый за выдающийся вклад в развитие киноискусства и за заслуги перед Академией;
«Оскар» за научные и технические достижения и за художественные фильмы, присуждаемый фильмам, поставленным студентами киновузов США.

Интересные факты и рекорды
           Однажды Вупи Голдберг – ведущая церемонии, ляпнула: «Я хочу вам представить фильм, в котором полно карликов и женщин в перьях. Нет, я имею в виду не свадьбу Лайзы Миннелли, речь идет о «Мулен Руж». Речь шла, конечно же, о Дэвиде Гесте (158 см), он женился на Лайзе, но брак не сложился и «высокая» жена его часто поколачивала. В результате дело дошло до суда.
           Награждённые «Оскаром», в среднем живут на 4 года больше, чем их неоценённые колеги. Кэтрин Хепберн, Билли Уайлдер и многие другие сумели перевалить девяностолетний рубеж. Некоторые, как Луиза Райнер (родилась 12 января 1910 года), получившая «Оскаров» еще в 30-е годы, живы до сих пор.
           Больше всех из актёров награждались Кэтрин Хепберн (4 награды в период с 1930-х по 80-е) и Джек Николсон (3 награды с 70-х по 90-е).
В 1994 году Лизи Гардинер – дизайнер костюмов фильма «Присцилла, королева пустыни» надела на церемонию платье из золотых кредиток. Эта её экстравагантная выходка запомнилась куда больше, чем сам фильм.
           Каждый год актрисы соревнуются за титул самой необычно и экстравагантно одетой, однако наряд Бьйорк, примерившей платье лебедя с яйцом вместо сумочки на церемонии 2001 года, не переплюнул до сих пор никто.
           Лишь однажды за всю историю кинематографа, в 1968 году, лучшим фильмом года был признан порнофильм – «Полуночный ковбой». Его даже крутили в Белом доме для президента Джимми Картера. Однако сейчас фильм смотрится очень невинно (о нравы!) и ему изменили рейтинг с Х на R. Подросткам во Франции этот фильм можно смотреть с 12 лет, в Швеции с 15, в Германии с 16, а в Испании с 18, но в Конго рейтинг так и не сменили и его можно смотреть «только мужчинам после 30 лет».
           Самая молодая победительница – это Татум О`Нил. Она получила «Оскар» в 1973-м за фильм «Бумажная луна», её тогда было 10 лет. В 11 лет получила «Оскар» Анна Пакуин – это было в 1993 году за лучшую роль второго плана в фильме «Пианино». Однако первая сейчас нигде почти не снимается, а вторую мы видели в «Люди Икс».
Фильм «Игры разума», вышедший в 2002 году опередил фильм «Властелин колец» и получил «Оскара» в соответствующей номинации. Но кто сейчас помнит про «Игры разума»? А «Властелин колец» до сих пор считается грандиозным фильмом и неплохо продаётся.
           Больше всех получили «Оскаров» фильмы «Все о Еве» (1950) и «Титаник» (1997). Оба фильма были номинированы в 14 категориях, первому досталось всего 6 «Оскаров», а «Титанику» досталось 11. Однако рекорд установил фильм «Бен Гур: История Христа» (1959), он получил 11 «Оскаров» из 12 номинаций.
           Том Хэнкс в 1994 году, получая «Оскар» за роль больного СПИДом гомосексуалиста в фильме «Филадельфия», был крайне благодарен своему школьному учителю - гею, которого звали Роули Фарнсуорт, тем самым сделал его сексуальную ориентацию достоянием общественности. Учитель, понятно, не так был рад этому событию, как Хэнкс, однако в суд не подал. Фильм «Вход и выход» был снят на основе этой истории немного позже, Кевин Кляйн сыграл того же самого учителя, бедняга узнаёт о том, что он гей из телевизора за три дня до свадьбы. Однако сейчас в честь Фарнсуорта назван актовый зал средней школы, в которой учился Хэнкс. «Я однажды поинтересовался у одной своей бывшей ученицы, задумывалась ли она по поводу сексуальной ориентации ее учителя. Бывшая ученица ответила, что больше думала о своей собственной» – произнёс, давно вышедший на пенсию Фарнсуорт на премьере «Входа и выхода».
           Одним из самых забавных награждений считается награждение в 1998 году. Итальянец Роберто Бениньи, получая «Оскара» за лучшую мужскую роль, выбежал в зал, стал скакать по креслам и заорал, что хочет заниматься сексом со всеми присутствующими.
Рекордное число раз – 17, церемонию вручения «Оскара» вёл известный американский комик Боб Хоуп, скончавшийся в 2003 году в возрасте ста лет!
Больше всего «Оскаров» получил Уолт Дисней. Первый – в 1932 году за мультфильм из серии про Микки-Мауса. Последующие «Оскары» сыпались градом – он получал их каждый год, а всего – 29.
           Из актёров больше всего «Оскаров» получила Кэтрин Хепберн (4 как «лучшая актриса»), Уолтер Бреннан (3 за «роли второго плана»), Ингрид Бергман (2 как «лучшая актриса», 1 – «актриса второго плана»), Джек Николсон (2 – «лучший актёр», 1 – «актёр второго плана»). Номинировался же Джек Николсон – в общей сложности 12 раз (8 раз за главные роли и 4 за роли второго плана). У актрис подобный рекорд поставила Мэрил Стрип - 18 номинаций (из которых три победы).
           Единственные актёры, номинировавшиеся на «Оскар» в течение пяти десятилетий подряд (с 1960-х по 2000-е) – Джек Николсон и Майкл Кейн.
Из режиссёров 4 раза награждался «Оскаром» Джон Форд. По 3 раза Фрэнк Капра (четвёртый Оскар за лучший фильм года он получил как продюсер), Уильям Уайлер.
          Абсолютным рекордсменом по номинированию на главную кинематографическую  премию современности является композитор Джон Уильямс. 44 раза киноакадемики выдвигали его музыку на «Оскар» и пять раз он получал позолоченную статуэтку за фильмы «Скрипач на крыше», «Челюсти», Звездные войны. Эпизод 4- Новая надежда», «Инопланетянин» и «Список Шиндлера».
          С 1950 года бытует правило, согласно которому ни один обладатель «Оскара» не может продать свою статуэтку с аукциона, не предложив начальную цену в 1 доллар членам Киноакадемии.
          Единственным обладателем «Оскара» по имени Оскар был писавший оперетты Оскар Хаммерстайн второй – за лучшую музыку и песенные тексты в фильме «Оклахома».
          Самые известные семейные «Оскары»: режиссёр Джон Хьюстон снял своего отца Уолтера в фильме «Сокровище Сьерра-Мадре», за что тот получил «Оскара» как лучший актёр, а затем – дочь Анджелику Хьюстон в фильме «Честь семьи Прицци», за что та получила «Оскара» как лучшая актриса второго плана. Сам режиссёр тоже был лауреатом премии Американской киноакадемии.
          На первой церемонии номинировалось всего три фильма. В 1932 году – 8. Рекордное число фильмов, номинированных на «Оскар» за один год – 12 в 1935 и 1936  годах, по 10 в 1934, с 1937 по 1944 и в 2010 и 2011 годах, с 2012 по 2014 по 9 фильмов. Все остальные церемонии рассматривали строго по пять фильмов.
          Получение «Оскаров» за роли второго плана сделали Кевина Спэйси («Подозрительные лица») и Джека Леммона («Мистер Робертс») звёздами первой величины. Для фильма получение «Оскара», как правило, приносит значительные прибыли. Так, например, после того как «Влюблённый Шекспир» завоевал «Оскара», его кассовые сборы возросли ещё на 100 млн. долларов.
          Члены киноакадемии, очевидно, при присуждении «Оскаров» делают предпочтение масштабным эпическим кинокартинам – «Унесённые ветром» (1939), «Вокруг света за 80 дней» (1956), «Лоуренс Аравийский» (1962), «Последний император» (1987), «Ганди» (1982).
          Только три фильма удостаивались «большой пятёрки Оскаров» (за лучшую картину, лучший сценарий, лучшую мужскую роль, лучшую женскую роль, лучшую режиссуру) — «Это случилось однажды ночью» (1934), «Пролетая над гнездом кукушки» (1975) и «Молчание ягнят» (1991).
«Бен-Гур» (1959), «Титаник» (1997) и «Властелин Колец: Возвращение короля» (2003) получили больше всех «Оскаров» - 11. Девять – «Жижи» (1958), «Вестсайдская история» (1961), «Последний император» (1987), «Английский пациент» (1996).
          Драма 1966 года «Кто боится Вирджинии Вульф?» получила 13 номинаций на «Оскар», но победила только в пяти.
          Единственный случай, когда «Оскар» был присвоен за исполнение в игровом фильме роли человека, в свою очередь получавшего «Оскар», имел место, когда Кейт Бланшетт была награждена за роль Кэтрин Хепберн в фильме «Авиатор».
          20% всех актрис и только 5% актеров, номинированных на «Оскар», моложе 25 лет. 16% актеров номинировались на «Оскар» за свой первый фильм. 31 год – средний возраст победительницы в номинации «лучшая актриса». 41 год – средний возраст победителя в номинации «лучший актер».
В 1989–м стандартная фраза «И «Оскар» получает…» заменена на «И победителем становиться…». Проигравшие якобы испытывают при этом меньший стресс.
          Церемонии награждения срывались трижды: в 1938 году была задержка на неделю из-за наводнения, в 1968 году церемонию отложили на два дня по случаю похорон Мартина Лютера Кинга, а в 1981 году церемония началась на сутки позже из-за покушения на президента Рональда Рейгана. Также хотели перенести «Оскар»-2002 в связи с трагическими событиями 11 сентября 2001 года. Но президент Американской киноакадемии Фрэнк Пирсон (сейчас этот пост занимает продюсер Том Ширак) тогда заявил: «Если мы поддадимся страху, если мы не сможем заниматься повседневными, простыми вещами, значит, террористы победили». Церемония была проведена, но она, безусловно, стала одной из самых печальных в истории. В том году традиционный шик и блеск торжества отличился относительной скромностью и сдержанностью. А ведущая тогдашнего «Оскара» Вупи Голдберг хоть и отпускала колкие замечания, но в них явно чувствовались умеренность и чинность. Тем не менее, несмотря на всеобщий траур, актриса Лора Хэрринг, сыгравшая одну из главных ролей в «Малхолланд Драйв» Дэвида Линча, явилась на церемонию в босоножках за $1 млн, инкрустированных платиной и бриллиантами, и в колье стоимостью $27 млн…
           Каждая церемония вручения Оскаров приносит экономике Лос-Анджелеса около 700 миллионов долларов. Обслуживают церемонию и участвуют в ее подготовке в общей сложности 10 тысяч человек.
          Американская академия кинематографических искусств и наук поручила известному французскому архитектору Кристиану де Портзампарку разработать проект самого крупного и самого амбициозного музея, посвященного истории кино и главной кинематографической премии "Оскар".

Самые скандальные моменты церемоний Оскар

           Вручение самой престижной в кинематографическом мире премии «Оскар» нечто большее, чем церемония. Однако и во время этого значимого события случаются курьезы и даже скандалы. В десятку вошли самые скандальные моменты с участием Марлона Брандо, Джеак Паланса, Дэвида Леттермана, Бьорк, Анджелины Джоли и других звезд мирового кино.
1. Марлон Брандо (1973)
           В 1973 году Марлон Брандо был назван «Лучшим актером» за роль в фильме «Крестный отец». Однако звезда бойкотировал это событие в знак протеста против отношения Голливуда к коренным американцам. На сцену вместо актера вышла индианка активистка организации “Sacheen Littlefeather”, одетая в традиционный костюм индейцев племени Апачи, она выступила с речью от имени Брандо, но отказалась принять Оскар от Роджера Мура.
2. Николас Картье (2010)
          Продюсер фильма «Повелитель стихии» разослал академикам электронные письма, в которых призывал бойкотировать картину Джеймса Кэмерона «Аватар». Разразился скандал, который едва не стоил картине всех номинаций, а сам Николас Картье мог лишиться ченства в Киноакадемии. Продюссер повинился, а его коллеги ограничились лишением прав участвовать в церемонии.
3. Роберто Бениньи (1997)
          Услышав, что называют его имя, Бениньи настолько переполнился радостью, что в прямом смысле побежал по спинкам кресел, а потом запрыгнул на сцену и допрыгал до микрофона, а в своей благодарственной речи сказал, что он желает «Стать Юпитером и унести всех присутствующих на небеса и заняться там любовью».
4. Роберт Опель (1974)
          Фотограф и активист движения за права голубых Роберт Опель пробежался по сцене в чем мать родила.
5. «Скандал» vs «Горбатая гора» (2006)
          78-я церемония вручения премии проходила довольно спокойно без каких-либо эксцессов, но и здесь не обошлось без скандала. Академики присудили первые призы за «Лучшую оригинальную музыку», «Лучший адаптированный сценарий», «Лучший режиссер». Казалось бы, что и премию за «Лучший фильм» должна была получить лента «Горбатая гора», но нет, ее присуждают фильму «Столкновение».
6. Создатели мультфильма «Южный парк» (2000)
          Трей Паркер и Мэтт Стоун ошеломили публику, нарядившись в такие же наряды, как Дженнифер Лопес и Гвинет Пэлтроу, когда их фильм был номинирован на премию «Оскар» за песню “Blame Canada”. Излишне говорить, что Джей Ло и Пэлтроу не восприняли это как должное.
7. Анджелина Джоли (2000)
          Актриса вызвала множество пересудов, чересчур рьяно расцеловав своего брата Джеймса Хейвена. Об этом говорили больше, чем о ее победе в номинации «Лучшая актриса второго плана».
8. Бьорк (2001)
          Бьорк вызвала ажиотаж на красной ковровой дорожке в 2001 году, прибыв на церемонию в костюме лебедя. Исландская певица была номинирована на премию за «Лучшую песню», за исполнение в фильме режиссера Ларса фон Триера «Танцующая в темноте».
9. Дэвид Леттерман (1995 год)
          Американский комик вел 67-ю церемонию вручения «Оскара». Его шутки были низко оценены критиками и Дэвида больше не приглашали ни на одну церемонию.
10. Джек Паланс (1992)
          Получил награду «Лучший актер второго плана» за роль в фильме «Городские пижоны» в преклонном возрасте. Ему тогда было 72 года, после получения приза Джек показал серию отжиманий на одной руке.

Премия имени дядюшки Оскара

Молчание Гарсон
          Актриса Грир Гарсон, вышедшая в 1943 году на сцену получать «Оскара», стояла перед микрофоном молча несколько минут, а потом, наконец, сказала: «Я почти не готовилась...». Ее выступление было одним из самых долгих в истории.
Знать себе цену
          Мэрил Стрип пришла за вторым «Оскаром», которым ее наградили за роль в картине 1982 года «Выбор Софи», будучи беременной. И только вернувшись домой она увидела, что забыла срезать с платья ценник.
Вверх тормашками
          В 1947 году Рональд Рейган, в то время президент всего лишь Гильдии актеров, комментируя показ эпизодов вручения «Оскара» прошлых лет, заявил, что собравшиеся видят на экране славное прошлое, достойное настоящее и должны думать о новых свершениях. Присутствующие ответили смехом, потому что пленку на экране случайно пустили вверх ногами.
«Оскар» пополам
          Комик Марти Фельдман в 1976 году, вручая премию сразу двум режиссерам, бросил статуэтку об пол. Невозмутимо выдав остолбеневшим победителям по кусочку «Оскара», он поделился с публикой наблюдениями: «Там написано «сделано в Гонконге»
В двух словах
          Джулия Робертс, вышедшая за своим «Оскаром» в 2001 году, смогла сказать только, что она «бессовестно счастлива»!

Российские (советские) фильмы удостоенные премии «Оскар»

          Советские и российские фильмы получали «Оскар» шесть раз:
Документальный фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» Леонида Варламова и Ильи Копалина (1942);
«Война и мир» Сергея Бондарчука (1968);
«Дерсу Узала» Акиры Куросавы (1975, совместное производство СССР и Японии);
«Москва слезам не верит» Владимира Меньшова (1980);
«Утомлённые солнцем» Никиты Михалкова (1994);
Анимационный фильм «Старик и море» Александра Петрова (2000).
          Первым лауреатом двух премий «Оскар» (1929 – за лучшую режиссуру и 1931 – за лучшую картину) был режиссёр российского происхождения Льюис Майлстоун.
          На первой же церемонии вручения награды за лучшую женскую роль второго плана (1936) среди номинантов была и русская актриса – Мария Успенская.
          Два года спустя на «Оскар» за лучшую женскую роль претендовала Милица Корьюс, которая до 1927 года жила в СССР.
          Российские корни были у многих номинантов и лауреатов премии, в том числе и у Питера Устинова, выигравшего премию за лучшую мужскую роль второго плана в 1960 и 1964 гг., а в 1945 г. на эту премию претендовал сам Михаил Чехов.
          Юл Бриннер, выигравший «Оскар» за лучшую мужскую роль в 1956 г., был родом из Владивостока, а настоящая фамилия обладательницы приза за лучшую женскую роль Хелен Миррен – Миронова.
          Несмотря на это, по сей день единственным бесспорно русским лауреатом премии в актёрской номинации является Лиля Кедрова (1965 год, фильм «Грек Зорба»).
          У Дмитрия Тёмкина, американского композитора украинского происхождения, внёсшего большой вклад в развитие жанра киномузыки, насчитывалось 22 номинации на «Оскар», в том числе — четыре победные (1953, 1954 и 1959 годы). Первым лауреатом двух премий «Оскар» (1929 год — за лучшую режиссуру и 1930 год — за лучшую картину) был режиссёр российского происхождения Льюис Майлстоун.
          На первой же церемонии вручения награды за лучшую роль второго плана (1936) среди номинантов были сразу два актёра российского происхождения: Мария Успенская и Миша Ауэр. Два года спустя на «Оскар» за лучшую женскую роль претендовала Милица Корьюс, которая до 1927 года жила в СССР. Российские корни были у многих номинантов и лауреатов премии, в том числе и у Питера Устинова, выигравшего премию за лучшую мужскую роль второго плана в 1960 и 1964 году, а в 1945 году на эту премию претендовал сам Михаил Чехов. Юл Бриннер, выигравший «Оскар» за лучшую мужскую роль в 1956 году, был родом из Владивостока, а настоящая фамилия обладательницы приза за лучшую женскую роль 2006 года Хелен Миррен — Миронова. Несмотря на это, по сей день единственным бесспорно русским лауреатом премии в актёрской номинации является Лиля Кедрова (1964 год, фильм «Грек Зорба»).
          Так или иначе, все победители и номинанты российского происхождения внесли значительный вклад в американский кинематограф и его развитие, за что и были награждены номинациями и национальными премиями американской киноакадемии «Оскар».