XI век до н.э.

       - К XI в. до н. э. иньцы распространили свое влияние на западные пологие склоны хр. Тайханшань.
       - В XI в. до н. э. Эфиопия вошла в состав владений фиванского верховного жреца Херихора.
       - До начала XI в. израильские племена управлялись советами родовой знати и так называемыми «судьями» — выборными должностными лицами, а иногда просто удачливыми военными вождями.
       - Попытки создания государства начинаются в XI в. и завершаются к концу этого века, когда первым царём всего Израиля стал некто Саул из племени вениаминитов. Избрание его было произведено во время народного собрания. Саул подчинил все израильские племена, включая иудеев, и это позволило ему одержать ряд побед над филистимлянами, но затем начались неудачи. Завершением их было поражение и гибель Саула и его старших сыновей на поле битвы. Отсечённую голову израильского царя враги носили «по всей земле филистимлян», а его обезглавленное тело повесили на стене города Бет-Шеана — бывшей египетской а теперь филистимлянской крепости в глубине Израиля.
       К гибели Саула был причастен и один из его военачальников из племени иудеев — Давид, который, бежав со службы Саула, возглавил военный отряд на юге страны и перешёл на службу к филистимлянам, и хотя и не участвовал в решающей битве, но своей изменой ослабил силы израильтян и дал возможность филистимлянам разгромить Саула. Воспользовавшись возникшим после смерти Саула беспорядком и опираясь на недовольные элементы среди знати различных израильских племён, особенно иудеев, и на иудейское жречество, Давид становится царём Израиля. Столицей стал завоёванный им впервые старинный город Иерусалим, расположенный в пределах территории племени иудеев. Он был воздвигнут на высокой горе, представляя собой естественную крепость, поэтому Давид сделал это горное гнездо своей столицей. Царь настолько не доверял народу, что окружил себя гвардией, набранной из филистимлян.
       - Во второй половине XI в. до н. э. чжоуский правитель Чан (Вэн ван) начал проводить независимую от Инь политику и расширять свои владения. На западе он проник до р. Таохэ, у 104° в. д. (приток Хуанхэ), т. е. завершил открытие Лёссового плато (около 430 тыс. км2), а на юге достиг р. Ханьшуй.
       - Переселение дорийцев и связанные с ними другие этнические передвижения в Эгейском бассейне в основном закончились в XI в. до н. э. Они вызвали довольно большие изменения в составе населения многих областей вокруг Эгейского моря. Это было последнее в древности крупное переселение племён в этом районе; с тех пор на протяжении по крайней мере полутора тысячелетий этнический состав населения отдельных областей Греции не подвергался значительным изменениям.
       - В  погребениях  на острове Саламин и в ранних погребениях Керамика, датируемых XI в. до н. э., железные предметы встречаются значительно чаще. Древнейший на территории Греции железный меч был найден в одномиз погребений XI в. в Помпейоне (Аттика).  Вскоре после  этого  в  течение XI—Х вв. по всей Элладе распространяется обычай захоронений с железными мечами. В это же время появляются наконечники копий из железа, притом уже,  несомненно,  местного  происхождения.
       - По  преданию,  поселения  этрусков  существовали  в  Италии уже в XI в. до н. э., но об этом раннем периоде их существования мы не имеем достаточных данных.
XI - IX века до н.э.
       - "тёмные века" (или "Гомеровский период") на территории современной Греции, вызванный падением микенской цивилизации. Совпадает с распространением в Юго-Восточной Европе индустрии железа.
       - В течение XI—Х вв. до н. э. происходит консолидация зачаточных государственных образований в ряде центров Армянского нагорья. Важнейшими центрами были: Диауэхи («страна  таохов» у древнегреческих авторов) в долине Чороха и примыкавших к ней с юго-востока районах; Алзи в долине Арацани; Шубриа к северу от верховьев Тигра; Хубушкиа или «царство Наири» в долине Бохтана к югу от озера Ван; Кумени (центр культа бога дождя и грома Тейшебы) и Ардини-Мусасир (центр культа бога неба Халди) в долине Большого Заба; несколько позже — Мана к югу от озера Урмия и т. д. Вероятно, в этот период возникает в районе озера Ван и государство Биаинили, которое ассирийцы называли Урарту, — преемник племенного союза Уруатри.
       - в XI–X вв. до н. э. индоарии создали «Ригведу» («Знание гимнов») — древнейший письменный памятник индийцев, записанный, правда, значительно позже.
XI – VIII вв. до н. э.
       - финикийцы создали три опорных пункта: Гадир («Крепость» или «Укрепление») — современный Кадис, в 30 км к югу от устья р. Гвадалквивир; колонию в вершине Кадисского залива — современная Уэльва; Малаку (Малагу), у восточного входа в Гибралтарский пролив, существующую и ныне. Вероятно, еще один пункт был основан у западного входного мыса Кадисского залива, близ современного порта Фару. Далее к западу следы финикийской колонизации обнаружены при раскопках по берегам исторической области Алгарви (у 37° с. ш., Южная Португалия), вдоль Атлантического побережья страны до 40° с. ш. и в бассейне Тежу. За 40° с. ш. вещественных доказательств пребывания финикийцев пока не найдено.
       - XI—VIII вв. в истории Египта (время XXI—XXIV династий по Манефону) являются продолжением Нового царства.
       - В период XI—VI вв. до н. э. в экономическом и культурном отношении Египет продолжал оставаться одной из наиболее значительных стран того времени. Но дальнейшее развитие рабовладельческих отношений вело к такому обострению социальных противоречий, что военная и политическая мощь державы фараонов неизбежно подтачивалась. С этого времени Египет всё чаще подпадает под власть других государств.
Около 1100 года до н.э.
       - В начале XI в. до н. э. Египет оказался поделённым между двумя владетелями: нижнеегипетским, находившимся в Танисе, и верхнеегипетским — в Фивах.
       - ассирийцы, после нашествия кочеников-арамеев, потеряли все владения на Евфрате, часть территории на Тигре и отступили в ближние предгорья.
       - государство древних иберов Тартесс с одноименной столицей в устье Гвадалквивира — очаг цивилизации древних иберов — основано до 1100 г. до н. э. Тартессийская письменность, происхождение которой современные лингвисты связывают с критским слоговым письмом, возникла в IX–VIII вв. до н. э. Находки древнеиберских надписей и монет дают возможность довольно точно очертить территорию этой страны. Тартессиям принадлежала неширокая (50 — 250, в среднем 150 км) полоса в южной и восточной частях Пиренейского п-ова от Атлантического побережья до Пиренеев и Балеарские о-ва. Иными словами, они первые ознакомились с низовьями Гвадианы и Эбро, со всей долиной р. Гвадалквивир, хр. Сьерра-Морена, Кордильерой Бетика и южными склонами средиземноморской половины Пиренейских гор.
Первая четверть XI века до н.э.
       - образование в Египте Фиванского государства в государстве. Приход к власти Херихора. Вторжение арамеев в Месопотамию.
1085 — 945 гг. до н.э.
       - правление XXI династии в Египте. Все больше ливийцев, в основном бывших наемников, оседают в Египте. Некоторые знатные ливийцы занимают высокие жреческие и военные должности.
Середина XI в. до н. э.
       - Эфиопия покорилась египетскому наместнику, сыну Херихора, верховного жреца Амона.
Вторая половина XI в. до н.э.
       - начинаются вторжения военных отрядов союза филистимлянских городов в соседнюю с ними пограничную область племени иудеев. Здесь они завоёвывают ряд крепостей, как, например, Лахиш, в котором археологами было обнаружено значительное количество их керамики. Вглубь этой бедной, малоплодородной и гористой части страны филистимляне не стремились проникнуть, свои главные удары они направляли на северо-восток. Филистимляне нанесли несколько тяжёлых поражений израильтянам, захватили ряд городов, а среди них и главное святилище Израиля — город Силом.
1056 год до н.э.
       - на бронзовом сосуде, относящемся к 23-му году царствования Кан вана (1056 г. до н. э.) была сделана надпись о пожаловании одному из вельмож за заслуги более тысячи рабов. Другие надписи на бронзе также свидетельствуют о значительном числе пожалованных рабов, причём рабов дарили вместе с другими вещами. Например: «Я дарю тебе колесницы, лошадей, оружие, рабов в количестве 350 семейств» или «Цзян подарил Лину раковин 10 связок, рабов-слуг (чэнь) 10 семейств, рабов (ли) 100 человек».
1052 год до н.э.
       - Свидетельства внутренней непрочности царства Чжоу появляются уже в период царствования Чжао вана (1052—1002). Великий китайский историк Сыма Цянь в своих «Исторических записках» говорит об этом периоде: «Путь царя клонился к упадку».
Около 1030 года до н.э.
       - Саул (из рода Вениамина), становится царем Израиля.
       - 12 колен (племен) Израиля объединились для борьбы против филистимлян, сумевших уже закрепиться на плодородной прибрежной полосе Палестины.
       - В последней четверти XI в. арамеи захватывают ряд областей даже к востоку от реки Тигра. Однако и в этот период массового переселения арамеев на север Месопотамии сохранился ряд созданных ассирийцами изолированных поселений, что способствовало в дальнейшем новому завоеванию этой территории Ассирией.
1027 — 771 гг. до н.э.
        - эпоха Западное Чжоу в Китае. Сын чжоуского правителя Чан (Вэн ван), У ван в 1027 г. до н. э. разгромил войска иньцев и, объединив множество племен, стал правителем государства Чжоу. (Свою землю чжоусцы назвали «Поднебесной» или «Срединной страной».)
Около 1013 — 974 гг. до н.э.
       - правление Давида, царя Иудеи, а позже — всего Израильско-Иудейского царства. Проводил политику со­здания централизованной монархии. Завоевав Иерусалим, Да­вид сделал его своей столицей.X — VIII вв. до н.э.
       - период наивысшего расцвета Фригийского царства.
XI—Х вв. до н.э.
       - В XI—Х вв. в Древней Греции появляются изготовленные на месте предметы вооружения из железа; керамика предшествующего периода почти незаметно сменяется керамикой, отличающейся геометрическим стилем орнамента. Тогда же наряду с погребением умерших вводится и быстро распространяется сожжение покойников.
       - На малоазийском побережье встречается довольно много микенской, а затем и украшенной геометрическим орнаментом керамики, однако здесь почти отсутствует греческая посуда конца XI — начала Х в. Очевидно, был какой-то разрыв между микенской и последующей колонизацией.
       - Несмотря на то, что Гомер часто упоминает о финикийцах, археологические раскопки для всего времени от XI до IX в. не выявили фактически никаких предметов восточного происхождения.