XXV век до н.э.

       - Древнейший архив из Месопотамии (Шуруппак).
       - географические познания шумеров иллюстрирует одна из первых карт, выдавленная на глиняной плитке очень плохой сохранности; она датируется XXV в. до н. э. На карте в виде символов, подобных чешуе рыбы, показаны горы Ливана и хр. Загрос; в центре сплошными параллельными линиями обозначено, видимо, среднее течение Евфрата — шумерам он служил географическим ориентиром, ибо приходил сверху, с севера, и тек вниз, на юг.
       - Столкновения Шумера с воинственными племенами Элама происходили, несомненно, уже в глубокой древности. С момента появления надписей правителей Лагаша в XXV в. до н. э. мы знаем об этих войнах. Элам был тесно связан со своим западным соседом, Двуречьем.
       - не позднее XXV в. до н. э. хараппанцы проникли на п-ов Катхиявар, где основали 40 городов, положив начало открытию Индостанского п-ова (около 2 млн. км2). Вполне вероятно, что первыми представителями хараппской культуры здесь, как и на востоке Пенджаба, были странствующие торговцы, и из их поселков, подобных торговым форпостам в Малой Азии, выросли города. В вершине Камбейского залива они заложили поселок Лотхал, ставший вскоре крупным портом.
Ок. 2500 года до н.э.
       - шумерский царь Эаннатум завоевывает Ур и Киш.
       - Около 2500 г. в Фессалии возникает так называемая культура Димини, родственная культурам придунайских племён, и в частности трипольской. Для неё характерны оборонительные стены, которые возводились вокруг поселений, и прямоугольный дом с мегароном .
Около 2480 г. до н.э.
       - после ряда военных кампаний Эбла подчинила себе государство Мари; с этого времени на марийский трон всходили только эблаиты из царствующей фамилии.
       Продвинувшись на запад и юго-запад, к Средиземному морю, эблаиты ознакомились с хребтами, покрытыми кедровыми лесами, — Аманус, Ливан и Антиливан, разделенными впадиной Бекаа, и открыли р. Оронт (Эль-Аси). Па юге они проникли на бессточное плато Сирийской пустыни (в те времена степи), обнаружили впадину Гхор с р. Иордан и Тивериадским озером и открыли (раньше или одновременно с египтянами) безжизненное горько-соленое Мертвое море (площадь этого бессточного озера 1050 км2). Эблаиты завязали торговые отношения с гг. Содомом и Гоморрой, до последнего времени считавшимися мифологическими. Они овладели знаменитым портовым г. Библ (современный Джубейль) и торговали с Берутом (Бейрут), Сидоном (Сайда), Тиром (Сур) и Яффой (часть нынешнего Тель-Авива).
       На крупных (более 50 м) морских судах, построенных из ливанского кедра в порту Библ, — египтяне называли их «библосец» — эблаиты проследили около 700 км побережья Передней Азии от залива Искендерон, у 36°30 с. ш. до г. Газа, у 31°30 с. ш. Вероятно, они первыми достигли о. Аланшия (Кипр), прослышав о его месторождениях металлов, главным образом меди. Не исключено, что именно эблаиты, продвигаясь на запад от залива Искендерон, положили начало открытию п-ова Малая Азия, проследив около 800 км его южного побережья с заливами Мерсинский и Анталья, с моря усмотрели хр. Тавр и по «островному мосту» Родос-Карпатос достигли Крита, т. е. стали первооткрывателями материка Европы. Но пока неясно, как далеко на запад и север проникли они по морю.
Около 2470 г. до н.э.
       - При патеси Лагаша Эаннатуме (около 2470 г.) в кровавой битве было разгромлено войско Уммы, когда патеси этого города, поддержанный царями Киша и Акшака, осмелился нарушить древнюю границу между Лагашем и Уммой. Свою победу Эаннатум увековечил в надписи, которую он вырезал на большой каменной плите, покрытой изображениями; на ней представлен Нингирсу, главный бог города Лагаша, накинувший сеть на войско врагов, победоносное наступление войска Лагаша, его торжественное возвращение из похода и т. д. Плита Эаннатума известна в науке под названием «Стелы коршунов» — по одному из своих изображений, в котором представлено поле битвы,
где коршуны терзают трупы убитых врагов. В результате победы Эаннатум восстановил границу и вернул захваченные ранее врагами плодородные участки земли. Эаннатуму удалось также одержать победу и над восточными соседями Шумера — над горцами Элама.
2438 год до н.э.
Ноябрь.
25 - по расчетам некоторых исследователей Библии (их немало, у каждого свои доводы и выводы), «разверзлись хляби небесные» — и начался Всемирный потоп. Бог настолько осерчал на развратившийся народ, что не будь праведника НОЯ, которого он предупредил, а тот сумел построить ковчег и собрать на нем каждой твари по паре
       Согласно составленной богословами библейской хронологии, НОЙ в первый раз открыл окно в ковчеге и послал голубя на поиск земли.
       Это библейское сказание — одно из самых удивительных, с ним связан целый ряд ставших привычными для нас понятий, начиная с «допотопных времен», когда все и случилось. Бог, раскаявшийся, что дал жизнь человеку, решил наказать все человечество, истребив его. Единственным исключением стал 600-летний Ной, человек праведный и непорочный, которого Бог предупредил о грядущем всемирном потопе. Он велел Ною построить ковчег, взять в него жену, сыновей и их жен, а также каждой твари по паре — чистой и нечистой, чтобы все же сохранить их семя, и ждать.
       Когда разверзлись хляби небесные, дождь лил 40 дней и ночей, все живое погибло. Выжили лишь обитатели Ноева ковчега, которым в такой тесноте приходилось совсем несладко. Когда дождь перестал лить, Ной стал поочередно выпускать голубя и ворона в надежде отыскать освободившуюся от вод землю. Наконец голубь принес ему масличный (оливковый) лист — и Ной пристал к горе Арарат. Голубя и оливковую ветвь стали считать символами мира, а если чего-то можно добиться лишь общими усилиями, то говорят, что все мы в одной лодке. Нетрудно увидеть связь с этой историей и в приписываемой французскому королю ЛЮДОВИКУ XV фразе: «После нас хоть потоп!», хотя на самом деле это ему сказала маркиза де ПОМПАДУР.
Конец XXV века до н.э.
       - появление первого списка Текстов пирамид.
       - Урские гробницы в Месопотамии.
XXV - XXIII вв. до н.э.
       - итальянский археолог Паоло Маттье  15 лет вел раскопки кургана Тель-Мардих в Сирии, в 70 км южнее Халеба. И в 1975 г. к нему пришла огромная удача: он раскрыл тайну 45-вековой давности, наткнувшись на царский архив, содержащий около 16 тыс. глиняных табличек с клинописными текстами.  Предварительная дешифровка части текстов позволила сделать сенсационный вывод: по крайней мере в XXV–XXIII вв. до н. э.на территории Северной Сирии и Ливана существовало могущественное государство со столицей в г. Эбла, соперничавшее с Египтом и Аккадом, империя семитского народа, создавшего ранее неизвестную цивилизацию. Эблаиты говорили на языке — предшественнике всех ханаанских (семитских) языков, в том числе финикийского. В те времена «все дороги вели в Эблу»: она была крупнейшим торговым центром Передней Азии (более 250 тыс. жителей с пригородами) и контролировала обширную территорию от хр. Тавр в Малой Азии на севере до Синая на юге.
       После открытия П. Маттье сразу устарели все учебники истории и работы по истории древней географии. В самом деле, теперь нельзя говорить, что в Сирии, Ливане и Палестине в III тысячелетии до н. э. обитали кочевники-скотоводы и оседлые земледельцы, не знавшие письменности. Теперь нельзя утверждать, что эта территория — захолустье великих цивилизаций Египта и Двуречья, подчинявшееся то одной, то другой державе, или, в лучшем случае, соединительное звено между ними. Теперь нельзя заявлять, что финикийцы наравне с египтянами первыми достигли о. Крит, т. е. стали первооткрывателями Европейского материка. Ныне можно считать доказанным, что торговыми и политическими партнерами, а в период войн соперниками Египта и государств Двуречья были эблаиты, что, владея частью портов Сирии и Ливана, на море господствовали эблаиты.
       Ход открытия ими Передней Азии и Восточного Средиземноморья с определенной долей вероятности можно представить в такой последовательности. На севере эблаиты вслед за шумерами или одновременно с ними достигли серебряных рудников на Анатолийском плоскогорье. На востоке они вышли на средний Евфрат, к границам государства Мари.